Интервью с художником-иллюстратором Анастасией Наськоэ Икусовой

 
 

Когда талант психолога встречается с талантом иллюстратора, рождаются очень интересные, злободневные и социальные рисунки. А если они ещё выполнены в виде комиксов и с отличным юмором, то от них почти невозможно оторваться.

Знакомьтесь, Анастасия, в прошлом психолог, а ныне художник-иллюстратор, автор комиксов АПАТЯПАТЯ! Мы говорим о проблемах современного общества, которые можно живо выявить с помощью комикса, о радикальном гедонизме и агрессии, о том, зачем каждому самовыражаться.

Ну и, конечно, посмотрим еще одними глазами на наиболее часто поднимающийся в нашем журнале вопрос: как же все-таки бросить навязанное и пойти за мечтой.

— Настя, рисование - это твоя основное занятие? Кто ты по профессии?
Да, основное. У меня два образования - по первому я клинический психолог, сразу после университета немного работала психологом и тренером. Потом решила все поменять, закончила художественное училище по специальности «живопись» в 2014 году. Сейчас работаю иллюстратором, иногда выполняю заказы на дизайн.

— Почему вдруг у тебя возникло желание резко все поменять?
Оно возникло не вдруг. Я всегда любила рисовать, но, так сказать, «не смела». Не смела посмотреть на это более серьезно, как на профессию, как на способ существовать. Учеба на психологии мне нравилась, с работой психолога я справлялась, но мне не хватало чего-то. Себя, что ли. Плюс был переизбыток людей, а я интроверт. Я училась рисованию частно у преподавателя уже тогда, когда работала психологом, посещала изостудии. Потом поняла, что не хочу быть «любителем», хочу крепкое академическое образование, была такая возможность. Всё-таки те, кто потратил 5 лет, рисуя по 8 часов в день плюс выходные, намного крепче стоят на ногах как художники, чем самоучки и экспериментаторы (хотя не отрицаю, среди них есть бриллианты, но я не чувствовала, что могу быть таким бриллиантом).

— Не было ли страшно решиться? Как пошла жизнь в художественном училище и после него, то есть в том ключе, в котором всегда хотелось?
Решиться было очень страшно, если бы меня не поддержал тогда мой близкий человек, я бы ни за что не решилась. Пришлось расстроить родителей, они хотели для меня другой судьбы и поначалу были в ужасе. Да и многие знакомые, друзья недоумевали, как я могу «тратить время», где-то учась, пока все окружающие занимаются «настоящими делами». Вот преодолеть этот детский стыд, что смеешь мечтать, пока другие предсказаны самим себе на годы вперед... Когда началась учеба, несмотря на все перипетии, я была очень счастлива. Это совершенно другой мир, не научный и универовский с его ночным абонементом в библиотеке и учебой «с книжкой на диване». Быть художником - это психофизическая вещь. Жизнь после начала учебы и далее в профессиональном плане пошла, как мне хотелось. Хотя в целом мне кажется иногда, что я не доучилась ещё несколько лет. Я бы хотела рисовать не то, что могу, а то, что хочу. Теперь обучаюсь уже в процессе работы.

— Что значит «психофизическая»?
Психофизическая - это когда ты напрягаешься психически и физически. Там мало умствований, «думаний», хоть они иногда и нужны (когда придумываешь работу, в композиции). Тут важны эмоции, и координация. И здоровье, как ни странно. Вот мне сложно было учиться из-за того, что я привыкла лежать с книжкой и «получать знания», или записывать лекции. А здесь ты постоянно в процессе, ты не можешь просто взять и «скатать лекцию у друга», нужно быть в теме каждую минуту - глядеть, рисовать. К тому же устаешь физически, таскаешь мольберты, этюдники... Очень контрастно по сравнению с универом.

— Получается, твоя основная работа сейчас - иллюстрация, а комиксы - хобби?
Да, комиксы - мое милое хобби. Они очень давно, ещё до училища появились. Но в мире грез они, конечно, работа.

— Расскажи немного о своей работе, что чаще всего нужно иллюстрировать, откуда брать идеи (чужие или из головы)?
Если бы у меня была возможность, я бы в работе ввела монополию на собственные идеи. Придумывать для меня - настоящий кайф! Со строгим техзаданием мне скучно. Иногда можно сказать, что придумывать я люблю ещё больше, чем рисовать. Последний год я участвовала в проекте, связанном с недвижимостью, там было достаточно вольно в плане идей (нужно было придумывать и рисовать что-то типа комиксов или смешных картинок для продвижения проекта). Что касается происхождения идей - это небесный трактат. Самое лучшее приходит так и тогда, когда ты не в силах сопротивляться и не понимаешь, как вообще додумалась. Идея может казаться какой-то странной, как бы чужой, будто ее кто нашептал - вот тогда она окажется гениальной. У меня не самый гениальный социальный интеллект, поэтому когда мне по e-mail на ломаном языке объясняют, что хотели бы видеть (если идея заказчика), обычно я все выспрашиваю до мелочей. Потому что понять чужое виденье не так просто, а ведь хочется сразу попасть, чтобы не перерисовывать.

— Ты иллюстрируешь произведения художественной литературы: Ионеско, Хармс... Кого из классиков рисовать сложнее всего, кого проще?
Я фельетонист, ироник по природе. Мне ближе всякая сатира или хотя бы абсурд, чем совершенная классика, где герои слишком серьезны и слишком страдают.
До сих пор я рисовала для рекламы, в книги попасть хотелось бы, но не обязательно. Я просто решила нарисовать иллюстрации к тому, что мне близко, это такой книжный эксперимент. Иллюстрировать хотелось бы то, что я могу видеть в ироническом ключе. Хотя я, скажем, очень люблю Достовеского, Толстого, но пока не вижу, что бы я там хотела или могла нарисовать...

— Раз зашел разговор, давай ещё немного про литературу: кто потряс, кто запомнился, кто любим?
Если говорить о художественной литературе, в целом я, наверное, всё-таки лучше понимаю русских авторов, и с ними страдаю, живу дышу, знаю, о чем они. Из того, что прошлось по сердцу, задело - «Крейцерова соната», «Анна Каренина» Толстого, «Идиот» Достоевского, «Три товарища» Ремарка. Я вот внешне-то могу веселться и веселить, а с книжкой когда сижу - не настрадаться мне, не насочувстововаться... Люблю также читать познавательную литературу - многое из научной психологии, по клинической и социальной, или исследований на стыке наук. Из последнего занимательного - «Эволюция человека» Маркова, более атмосферное и менее научное «Расколотое «Я» Лэнга (интересный взгляд на шизофрению).

— Об изобразительном искусстве - кто из старых мастеров тебе близок?
Люблю Левитана. Он такой Пьеро, мне всегда хотелось с ним познакомиться, казалось, что уж я-то его понимаю! Серова люблю. Люблю (пост-)импрессионистов: линии Дега, пластику Тулуз-Лотрека. Модерн: архитектуру Антонио Гауди.

— Что тебя вдохновляет? На творчество, на выражение, на радостную жизнь в целом?
Во многом - музыка, она у меня не выключается... Прогулки, живописная природа. Изобразительное искусство (у меня большая подборка, часто смотрю картины разных художников, иллюстраторов). Физические упражнения. Любопытство - «а что там, за углом?»

— А что чаще всего бывает за углом?
Обычно что-нибудь клевое, новый опыт, новые люди.

— Ты часто высмеиваешь традиционные отечественные способы воспитывать детей оскорблениями. Расскажи немного про свое детство, каким ты была ребенком?
Пока другие бегали, я сидела в песочнице и глядела в облака. Медлительный и при этом упрямый ребенок. Нравилось в облаках угадывать всяких зверей, людей. Друзей было мало, и я была довольно застенчивой и погруженной в себя.

— Какие техники рисования тебя нравятся больше, какие меньше? Чем ты владеешь уверенно, чему бы хотелось поучиться?
Люблю жидкое, то, что дает течь - акварель, мокрые соусы, тушь. Из твердого то, чем можно делать пластичную линию, менять нажим. Например, уголь в палочках, он легкий и красивый, на подходящей бумаге им можно по-настоящему насладиться. Акварельные карандаши - я их лижу, чтобы сделать где-то ярче акцент, потом весь язык синий! Хотелось бы лучше овладеть акварелью, сделать ее певучей и уверенной. Многое мною мало опробовано, скажем, некоторые интересные графические техники, эстамп, например, и другие необычные слова.

— Мокрые соусы? Съедобные?:) Или это термин?
Это термин, такие толстые палочки вроде пастели, их можно использовать так, а можно стругать и разводить водой:)

— Тогда вопрос, который меня мучит - про псевдонимы в японском стиле, почему и зачем ты Ятсан Авосуки?
Японщины никакой нет, это случайность:) Вообще этот псевдоним когда-то составил мой приятель Саша Баулин (он, наверное, не помнит уже об этом). Показалось, что звучит забавно. Плюс удобно сохранять некую анонимность, при том что желающий всегда имеет ключ к разгадке. В жизни никто не называет меня Ятсан, это интернет-явление.

— А Наськоэ?
Наськоэ - это как Наська или Насько. А «э» - это когда в английской раскладке на клавиатуре хотел поставить запятую, а вышло «э». Мне кто-то лет 15 назад написал: «Наськоэ как дела?» Мне показалось, забавно, что я Наськоэ. Так смешнее.

— Что это вообще за искусство такое - комикс? Как он появился?
Комиксы зародились, наверное, ещё когда население было неграмотно и хотело изучать библейские истории, но не могло, поэтому для них на стенах храмов стали рисовать истории в картинках. А вообще уже с текстами и на светские темы - это в 19 веке, пожалуй. В картинках проще воспринимать историю, не нужно вчитываться в текст и что-то представлять - визуальный образ уже создан. Сейчас это ещё актуальнее, потому что информация несется страшным потоком, и сложно успеть во все вчитаться, ощутить, представить.

— Тебе комиксы нравились изначально или ты с ними познакомилась уже во время учебы на художника? Как произошла ваша встреча?
Я не скажу, что я фанат комиксов. Для меня это просто способ быстро выразить свою идею, чужие комиксы я читаю редко. Если бы делать мультфильмы было так же быстро, я бы предпочла мультфильмы. Комиксы, стрипы и другие смешные картинки постоянно с нами с тех пор, как есть интернет. Изначально это были Cyanide&Happiness, Wulff&Morgenthaler - наверное, на них ориентировалась, только на свой манер. Рисовала я тогда плохо, но мне не терпелось поскорее пошутить. Первый нарисовала где-то за год до учебы на художника в 2008. Потом сразу перед учебой уже сделала жж, стала рисовать более-менее регулярно.

— Есть ли у тебя кто-то любимый или уважаемый из российских авторов комиксов?
Сложно сказать, я почти не мониторю эту тему, есть какие-то контакты, т.к. участвовала в выставке авторских комиксов пару раз. Таких, чтобы прямо по мне, и по рисовке, и по идеям - не знаю. Даже мои собственные не по мне.

— Значит, по тебе какие-то идеальные?
Нет, просто я плохо знаю, что делают наши в комикс-среде, хотя это все на расстоянии вытянутой руки. Наверняка есть что-то интересное.

— Есть ли в творчестве российских комиксистов и в принципе иллюстраторов какие-то общие черты?
Мне кажется, лучшие иллюстраторы как раз те, которые вненациональны, которые открыты новым тенденциям и экспериментам. У русских, если судить по академическому образованию, есть прочное основание - здесь учат хорошо рисовать правильными методами, но не учат подлинному эксперименту, расшатывать восприятие, поиску нового. Поэтому части русских иллюстраторов приходится преодолевать в себе академизм, чтобы встать на новый уровень. Сначала выучиться, а потом забыть (но где-то далеко все равно помнить) - вот формула.

— Скажи, как тебе приходят сюжеты для комиксов? Ты сразу хватаешь и запоминаешь мысль, чтобы потом зарисовать? Или долго обдумываешь её?
По-разному. Если я в настроении, то хорошая идея приходит сразу. А бывает, просто возвращаюсь к неплохой, но недоработанной идее (или «замесу» - обстоятельства есть, развязки нет) и на свежий ум ее доделываю. Долго не думаю над одной идеей, только если «поперло». Если не идет, оставляю, перехожу к новой или занимаюсь другими делами, а через час или через день снова пробую.

— Почему твои комиксы называются «АПАТЯПАТЯ!»?
Кажется, это радостный возглас малыша или тех, кто с ним занимается и его веселит. Типа «Утипути».

— То есть задача твоих комиксов - веселить?
Название дано случайно, а задача - да, поделиться какой-то идеей и повеселить.

— Твои комиксы довольно социальны. Как удаётся так тонко подмечать злободневные темы? Зоркий глаз на общественное мешает жить или помогает?
Живу, смотрю вокруг, трудно сказать, мешает ли. Вижу, потешаюсь над какими-то явлениями (часто это и самоирония тоже), хочется, чтобы и другие над этим посмеялись, да и над самими собой в том числе.

— У твоих персонажей есть прототипы?
Обычно собирательные образы, конкретных людей, с которых списаны герои, пожалуй нет. Вот есть блондинка Мэри, например, которая ведет разгульный образ жизни и любит деньги - это ведь универсалия. Всем понятно, про кого это. Обобщенный персонаж - жиртрест, очень толстый человек, тоже ведущий неумеренный образ жизни (у него много лиц и имен). А есть какие-то уникальные персонажи со странными особенностями вроде застенчивого эксгибициониста Джонни или хладнокровного Юкки, которому наплевать даже на атомную войну за окном. Чаще всего какие-то персонажи появляются лишь однажды и исчезают навсегда. В паре комиксов во второстепенной роли, впрочем, появлялась я сама или кто-то из знакомых.

— Есть какие-то темы, которые часто повторяются, то есть чаще бросаются именно тебе в глаза и раздражают до такой степени, что о них хочется сказать? Что тебя вообще больше всего раздражает в современном обществе, нашем и мировом?
Неумеренность, зависимость (еда, интернет, игры) и в общем праздный подход к жизни («хочу дофига свободного времени и денег! но не знаю, зачем») То есть люди работают для денег (или добывают их другим способом), чтобы где-то когда-то, в волшебном мире устроить все комфортно (дом, машина, путешествия) и, грубо говоря, обтекать. Радикальный такой гедонизм, под задницей - ложе, а в руке виноград. Не хочется верить, что они это на полном серьезе. Я говорю о проблемах именно молодежи, не старшего поколения

— Часто с такими сталкиваешься?
В реальной жизни да, и в интернете тоже легко сделать срез - по статьям, которые публикуются, мемам, шуткам, которые генерируются, даже по тому, что лайкают. Но такие вещи - это не единственная проблема общества, конечно.

— Какие ещё проблемы тебя волнуют, помимо зависимостей и гедонизма молодежи?
Не скажу, что сильно волнуюсь из-за каких-то ещё проблем общества, я не супер-социально-вовлеченный человек, хотя вот агрессивности на таком прямо захлебывающемся выдохе в последние годы в России прибавилось, это сложно не заметить.

— Соглашусь. Есть какие-то темы, которые ты не хочешь поднимать в своих комиксах?
Мне сложно делать откровенно черный юмор или откровенно сексуальную тематику (хотя иногда он у меня проскальзывает, чем, бывает, шокирует читателей), с недавнего времени вдруг страшновато стало шутить, скажем, на гомосексуальную или религиозную тематику. Был у меня даже персонаж такой, Патрик-гей, который никак не мог хорошо себя понять в этом плане...

— Видимо, из-за агрессивности в этих двух сферах? Бывало ли, что читатели обижались на какие-то шутки или активно критиковали, узнав себя?
Я четко знаю: когда идешь по жизни, выдумывая и создавая что-то, всегда нужно помнить, что всем не угодишь, и даже не ставить такой цели, она ложная.
С критикой я порой сталкиваюсь, потому что у меня тематика неровная, одни шутки понятны одному пласту читателей, другие - другому. Не знаю, как так получается. Конечно, есть такая весьма жирная ветвь комиксов - это «притеснения», то есть, ущемление некой группы людей по какому-то признаку. Но, как правило, признак этот исправимый. Например, про картавых. Или людей с лишним весом. Кто-то обижается, кто-то просто говорит, что это не смешно и что так нельзя. Пытаются наставить меня на путь истинный, воспитывать. При этом другая часть читателей радуются и смеются над шуткой.

— А верная цель для тебя какая?
Самовыражение через творчество, выражение своих взглядов, чувств, идей.

— Ты специально даешь контрасты, например, Василиса Прекрасная с макбуком? Или глуховатая баба Клава, читающая Канта и Шопенгауэра? Зачем тебе это смешение времен? Как появилась баба Клава?
... Так смешнее. Больше не знаю, как ответить:) Так нас же окружают полчища бабушек - советских времен, с огородом и корвалолом. И порой они такие милахи, что грех не сделать о них что-нибудь.

— Какие у тебя любимые комиксы? Сможешь назвать, к примеру, 5 штук? Чем они тебе нравятся, идеей, прорисовкой..?
Ну, по прорисовке я не сужу, она ещё не завершена, я не остановилась, все время что-то меняю, хоть это и неверно, для меня идея - главное. Пожалуй, где есть игра слов или неожиданное пространство: комикс про репку и деда из альтернативной вселенной, комикс про Наполеона, Марианна испытывает груздь, про трицератопса, про бабу Клаву (не знаю, что больше люблю - про Шопенгауэра или про абстракционизм).

— Меняешь что-то в уже опубликованном комиксе?
Нет, просто постепенно стилистика развивается. Я хочу найти такой стиль, чтобы мне нравилось. Пока не нравится. Но уже лучше, чем в 2009:) Сейчас уже сложно что-то кардинально менять, т. к. все равно нужна узнаваемость. Поэтому экспериментирую больше в иллюстрации.

— Комикс «Путин днем - Путин ночью», он про что? Часто ли у тебя рождается политическая тематика?
Это было давно, перед выборами президента в 2012, тогда стоял митинговый ажиотаж. Замерялось, на какие митинги больше придут - на пропутинские или оппозиционные. Соревнование такое было. А комикс про одиночество. Что бы ты ни декларировал днем, что бы о тебе-великом ни вещала пропаганда, ты - одинокий маленький человек, который, по сути, никому не нужен. И ты тревожишься, что врешь, ты в тисках этого. Ты врешь, что не одинок, что есть поддержка. Миф и то, и другое: миф о великом правителе, миф о толпе, которая поддерживает. Толпа - она толпа, она меняется, как море. Политические темы у меня рождаются нечасто, потому что это скользкая тема, я не верю в героев, в черное и белое, и скептически отношусь к тому, что говорят и пишут где бы то ни было. Хотелось бы мне лет через 20 узнать, что происходило в этот (нынешний) период на самом деле.

— Делают ли тебе заказы на комиксы? Для рекламы, например.
Да, было, это были отдельные комиксы, не АПАТЯПАТЯ! Данный комикс - мой, авторский, я туда чужое ничего не хочу и очень берегу даже от чужих идей (иногда просят нарисовать на их идею).

— А что в основном заказывают, для рекламы и для себя? Какие темы интересуют людей, которые можно выразить рисунком-комиксом?
Рекламное, в основном. Были предложения нарисовать в подарок, как что-то происходит с реальными персонажами. Поскольку я в комической сфере, то, соответственно, что-то смешное, не героическое (как, в Marvel-комиксах).

— Стоит ли для тебя вопрос в совмещении творчества и зарабатывания? Можно ли зарабатывать исключительно приятным созиданием или надо искать «стабильное»?
Сложно сказать, пока что в тех проектах, в которых мне удалось поучаствовать, были свои достоинства и креатив, и деньги. Наверное, совсем скучное и неуникальное, вроде акварельных цветочков, не смогла бы рисовать ради денег. Зависит от жизненной ситуации, насколько требуются деньги.

Источник: contraltopeople