Анна Рыжкова. О работе редактора и планерках

 
 

Редактор отдела информации в «Русском репортере»

– Чем занимается журнал «Русский Репортер»?
– «Русский репортер» — это общественно-политическое издание. Мы освещаем разные темы: политику, науку, культуру, а в последнее время все чаще беремся за социальные темы.

– Чем занимаетесь именно вы?
– Я пишу тексты во все маленькие рубрики, которые есть в журнале — «Краудфандинг», «7 событий», «Фото недели», а также в «Карту сообществ». Последняя рубрика уже давно перестала быть маленькой и занимает целый разворот, то есть две страницы. Для нее я создаю карты похожих общественных инициатив в регионах. Например, не так давно мы писали об инклюзивных фестивалях (фестивалях, в которых наряду со здоровыми людьми могут участвовать люди с ограниченными возможностями здоровья — прим сайта) и программах по профориентации для будущих врачей. Вторая часть рубрики — интервью с представителем «сообщества», о котором мы пишем. Это люди, помогающие больным раком справиться со страхами, организаторы выставок для слепых, популяризаторы науки и так далее. 
Помимо того, что я сама пишу материалы, я помогаю редактировать тексты для рубрики «Афиша», где публикуются статьи о фильмах, сериалах, музыке, театре.

– Получается, вы выполняете обязанности и редактора, и корреспондента?
– Сейчас границы между корреспондентом и редактором довольно размыты. Мало кто только редактирует тексты, большинство журналистов еще и пишут их.

– Кто-нибудь проверяет тексты после вас?
– После того, как я сдаю текст, его читает либо главный редактор, либо его заместитель. Если текст одобрен, его передают литературному редактору, а затем — корректору.

– Как вы решаете, о чем нужно написать?
– Как правило, я сама выбираю темы. Например, для рубрики «Краудфандинг» мы собираем по четыре интересных проекта на краудфандинговых платформах. В первую очередь, я ориентируюсь на то, действительно ли мы сможем помочь человеку. Если я вижу, что деньги на проект практически собраны, то не включаю его в публикацию, ведь здесь наша помощь уже не требуется. А вот если я увижу, что проект хороший, но собрана только тысяча из необходимых ста, а до завершения осталось три недели, то мы напишем о нем. Ведь чем больше людей узнает о проекте, тем больше шансов реализовать его. Кроме того, в рубриках «7 событий» и «Карта сообществ» часто появляются материалы на те темы, которые хотят осветить информационные партнеры журнала.

– Где вы находите героев для статей?
– Например, я могу увидеть на сайте «Агентства социальной информации» новость о том, что девушка из Удмуртии организует первый для этого региона инклюзивный фестиваль. Мы с коллегами пишем об этом в наших социальных сетях и спрашиваем, делает ли кто-нибудь из подписчиков что-то подобное в других регионах. Люди начинают присылать свои истории, и мы на основании их пишем небольшие заметки, а с некоторыми готовим интервью.

– Вы работаете из дома или ходите в офис?
– Большую часть работы я делаю удаленно, а в офисе обычно появляюсь в те дни, когда проводится планерка и в день сдачи номера в типографию, конечно.

– Что происходит на планерке?
– Чаще всего на планерке составляется план номера. Мы решаем, какие темы важно осветить, какие жанры для освещения этих тем лучше использовать, оговариваем, на сколько полос будет материал. Когда обсуждают тему, главный редактор может поинтересоваться, кому она интересна, кто хочет взяться за нее. Поскольку людей у нас немного, мало кто ограничивается только текстами для рубрик, за которые отвечает. Например, я часто беру интервью для рубрики «Культура», потому что мне нравится общаться с актерами и музыкантами.
Также на планерке мы обсуждаем уже вышедший номер. Даже назначаем человека, который точно прочтет журнал от корки до корки и сделает обзор. Раньше мы выбирали лучший текст номера и дарили его автору диск Псоя Короленко, но теперь они уже есть у всех членов редакции, так что уже не интересно. 

– Бывает ли, что редактор не укладывается в оговоренный объем материала?
– Конечно. К примеру, один редактор решает написать материал на четыре полосы. Это записывают в план, но потом человек понимает, что для раскрытия темы ему достаточно двух полос. В таком случае мы думаем, чем заполнить оставшееся место, причем это место может быть в любой части журнала. Можно отдать эти полосы автору, готовящему большой аналитический материал и чувствующему, что ему недостаточно пространства.

– Чем подача материала в журнале отличается от онлайн-изданий?
– Мы стремимся либо искать инфоповоды, о которых еще никто не писал, либо публиковать такие новости, которые и через несколько дней будет интересно читать. Наш журнал выходит всего раз в две недели. И даже если мы подготовим новость прямо перед отправкой в типографию, пройдет еще несколько дней, прежде чем журнал окажется у читателя.

– Какое высшее образование лучше получить, чтобы стать редактором?
– Я считаю, чтобы стать редактором отдела, нужно пройти путь корреспондента: сначала стать хорошим журналистом и лишь потом редактировать тексты своих коллег. Поэтому лучше пойти на факультет журналистики. Хорошее образование, как мне кажется, дают в МГУ, НИУ «Высшая школа экономики», РГГУ. Но можно работать в этой области и не имея профильного образования. Все же часть успеха зависит от таланта, от того, насколько хорошо человек владеет словом.

– На какие предметы стоит делать упор школьнику, который хочет стать редактором?
– В первую очередь, на литературу и русский язык.

– Какие компетенции нужны редактору?
– Главное  — это любознательность и широкий кругозор и трудоспособность. 

– Как начинающему редактору приобрести опыт работы?
– Попроситься на практику в какое-нибудь издательство — мало кто откажется от помощи. Лучше всего, если человек сразу предложит список тем, которые он бы хотел осветить. Мои однокурсники без проблем устраивались в уважаемые СМИ — РБК, «Ведомости», на крупные телеканалы. Однако практика, как правило, не оплачивается, а устроиться в штат может быть довольно сложно. К примеру, одна моя знакомая проработала год, прежде чем ей предложили ставку. 

– Если у человека нет возможности в течение многих месяцев трудиться бесплатно, как ему найти постоянное место?
– Проще всего сделать это через знакомых, которыми непременно обрастаешь за время учебы и практики. Кроме того, сейчас появляется много новых СМИ, которым требуются люди. Правда, нет гарантии, что проект будет успешным, но шансы попасть в него довольно велики.

– Какой карьерный путь может быть у редактора?
– Он может стать заместителем главного, а затем и главным редактором. Впрочем, я знаю много специалистов, которые не стремятся руководить каким-либо изданием, а предпочитают горизонтальный рост.

– Будут ли редакторы востребованы в ближайшем будущем?
– Думаю, да. Даже если тексты станут писать роботы, кто-то же должен будет их править.

– Сколько получает редактор?
– В среднем редакторы зарабатывают от 30 до 70 тысяч. Я получаю 45.

– С какими трудностями может столкнуться редактор?
– Пожалуй, это ненормированный рабочий день. У меня не всегда есть возможность в шесть вечера уйти с работы. А в дни сдачи номера мы нередко уходим за полночь.
Кроме того, творчество все же довольно субъективно, и иногда сложно объяснить автору, почему я исправила его текст.

– Чем может заняться редактор, решивший попробовать себя в чем-то новом?
– Чаще всего люди уходят в PR или занимаются медиаменеджментом. Еще можно заняться преподаванием.

– Существуют ли кружки, где школьник может попробовать себя в роли журналиста или редактора?
– Во многих школах есть пресс-центры, состоящие из учеников, которые издают школьную газету. А в некоторых есть даже свое телевидение.
Кроме того, можно попроситься попрактиковаться в городскую газету. Наверняка там будут рады помощнику. Если школьник в 15 лет сделает, например, репортаж со Дня города, возьмет несколько интервью для этого, помучается над фактурой и формой текста, это уже станет неплохим опытом для начала.

– Что вы могли бы посоветовать почитать или посмотреть старшеклассникам, которые хотят побольше узнать о работе журналиста или редактора?
– Пожалуй, порекомендую известный фильм «Дьявол носит Прада», книгу «Кисло-сладкая журналистика» Матвея Ганапольского и много-много текстов в качественных СМИ.

Отрасли: 
Культура и искусство
 
38
Профессий: 27
Маркетинг, реклама, PR
 
50
Профессий: 12
Профессии: 
Редактор
 
51
Культура и искусство