Соломон Шлосман. О развитии креативности и управлении проектами

 
 

Сооснователь проекта MOST Creative Camp

– Чем занимается MOST Creative Camp?
MOST Creative Camp — это лагеря для взрослых по развитию творческого мышления. Проект родился из креативного агентства MOST Creative Club, которое разрабатывает идеи продвижения брендов. К нам приезжают люди от 18 и до 60 лет, чтобы научиться находить нестандартные идеи и мыслить вне шаблонов. Хотя проекту уже полтора года, мы уже сделали 15 программ в России и Грузии.
Еще одно направление нашей деятельности, появившееся недавно, — корпоративные образовательные программы. HR-департаменты (отделы по работе с персоналом — прим. сайта) различных компаний отправляют к нам своих сотрудников, чтобы научить их нестандартно мыслить и придумывать новые идеи для бизнеса. 

– Почему вы решили развивать творческое мышление у взрослых?
– После 8 лет работы MOST Creative Club, к нам начали приходить клиенты с запросом: «Научите нашу команду придумывать». Это послужило толчком к осмыслению процесса поиска новых нестандартных идей. Со временем мы разработали методику как развивать творческое мышление.
Вначале мы сделали детский лагерь, но ввиду юридических тонкостей работы с несовершеннолетними мы переключились на взрослых. Сейчас мне кажется, что это был правильный шаг: взрослым это нужно гораздо больше, чем детям, потому что с возрастом накапливается огромное количество ограничений и шаблонов в голове.

– Чем вы занимались до MOST Creative Camp?
– До того, как мы открыли лагерь, я четыре года руководил отделом продюсирования проектов в MOST Creative Club. Я отвечал за воплощение идей.

– Как в креативном агентстве происходит реализация проектов?
– В агентство приходит клиент с определенной задачей. Например, он запускает новый вкус сухариков, и ему нужно, чтобы о его продукте узнало как можно больше людей. Или же клиенту нужно продвинуть продукт, чтобы в результате это привело к повышению продаж, лояльности, либо осведомленности людей о бренде. Клиент описывает свой запрос в брифе (краткий письменный документ, описывающий желаемый результат проекта — прим. сайта), мы задаем дополнительные вопросы, а потом придумываем одну идею, которая будет лежать в основе всей рекламной компании. Когда идея сформулирована и хорошо проработана, мы защищаем ее перед клиентом. Если ему наше решение нравится, мы начинаем воплощать идею в жизнь.

– Чем занимается отдел продюсирования в MOST Creative Club?
– Процесс от момента защиты идеи у клиента до написания финального отчета и просто закрытия проекта полностью лежит на отделе продюсирования проекта.

– Что входило в ваши обязанности как продюсера проектов?
– Я отвечал за все этапы разработки проекта. Креативщики, подрядчики и другие специалисты делали свою часть, а я знал про все эти участки работы одновременно и следил, чтобы они были сделаны вовремя, качественно и за обговоренные деньги. Клиент по всем вопросам и в любой момент мог обратиться ко мне и получить ответ на интересующий его вопрос.
Понятно, что своими руками продюсер не может и ролик снять, и сайт сделать, и тексты написать, и сделать дизайн, и сверстать материалы. Поэтому у него есть огромное количество подрядчиков. Подрядчиками могут выступать студии дизайна, программирования или видео, а могут — разные инженеры, которые строят различные объекты, инсталляции, интерактивные скульптуры.

– Сколько проектов продюсер может вести одновременно?
– Зависит от того, что это за проект. Например, с проектом «Олимпийские Перемены» вряд ли можно вести что-то параллельно, потому что он огромный: длится полгода, рассчитан на десять городов и предполагает решение многих задач. Если проекты небольшие, можно вести 6–7 единовременно.

– Как вы стали продюсером проектов?
– Я закончил геологический факультет и, совершенно не понимая, кем я хочу быть, пошел работать в детский музей экскурсоводом. Потом мой приятель из креативного агентства позвал меня к ним стажером. Сначала я занимался написанием текстов для рекламных компаний. В какой-то момент появился большой проект. Это был проект «С новым подарком» для «Билайна», когда можно было через интернет из любой точки мира вытащить себе подарок из комнаты Деда Мороза с помощью механической руки. Я стал отвечать за постройку этой комнаты. Мы ездили в «Мосфильм», собирали там декорации, придумывали, как посадить живого оленя в эту комнату.
Моя работа не осталась незамеченной, и меня стали подключать к другим проектам. Так постепенно я стал руководителем одного из них, затем стал вести несколько проектов параллельно. И меня сделали руководителем отдела продюсирования.
Потом мы в агентстве начали делать свои собственные проекты, придумывать их и воплощать. И в итоге это все привело к новому направлению работы агентства, которым я сейчас занимаюсь.

– Какое высшее образование лучше получить, чтобы в итоге стать продюсером проектов?
– Мне кажется, лучше поступать на технические специальности, потому что там учат структурно мыслить. Я думаю, что мне сильно помогла учеба на отделении геофизики геологического факультета МГУ. Но это совершенно не значит, что люди с гуманитарным образованием не смогут руководить проектами или будут делать это хуже.
Кроме того, я думаю, что, если человек хочет заниматься проектной деятельностью, нужно идти в места, где эта деятельность есть, где по результатам семестра нужно сделать проект — к примеру, свой фильм. Работа над проектами в университетах кинематографа и киношколах, например, в ГИТР, ВГИКе, Московской школе кино, похожа на то, чем мы занимаемся.

– На какие предметы стоит делать упор старшекласснику, который хочет стать продюсером проектов?
– Ему пригодится программирование. Если продюсер может понимать код, то, когда это понадобится для проекта, не нужен будет дополнительный подрядчик.
Также очень важно понимать что-то в дизайне, в искусстве, ходить в музеи. Важно максимально развивать «насмотренность» в различных областях. Нужно понимать, какие тренды сейчас интересны аудитории, какие механизмы использовались раньше, а какие — не использовались, сколько времени занимает съемка ролика, программирование сайта или написание мобильного приложения.

– Какие компетенции нужны человеку, работающему в отделе продюсирования?
– Я думаю, что самое важное — это организованность и способность держать в голове много информации сразу. Обязательно нужно уметь общаться с людьми, следить за временем и все делать вовремя, потому что всегда мешает, если люди не могут соблюдать поставленные сроки.
Очень важно грамотно выражать свои мысли. Продюсер — это лицо агентства или любой другой организации, первый человек, с которым общается клиент. Если он не умеет налаживать контакты или пишет с ошибками — это сказывается на репутации всей организации. 
Еще важны креативность, способность мыслить критически, способность искать информацию, навыки нестандартного решения проблем.

– Где, помимо креативного агентства, могут работать продюсеры проектов?
– Да везде, где есть проекты. Это может быть образование, кино, музей, студия программистов, строительство.
На самом деле, реклама — это область, которая заставляет всесторонне развиваться. Потому что приходится каждый раз разбираться в чем-то новом. Когда работаешь с фармацевтическими брендами, узнаешь многое из этой области; когда работаешь со спортивными брендами, узнаешь про спорт и т. д. Это огромное количество информации, которая остается в голове, никуда не денется, и, соответственно, человек приобретает очень большой опыт.

– Сколько может зарабатывать продюсер проекта?
– В рекламной области, если продюсер руководит одним проектом, то он может зарабатывать порядка 80–100 тысяч рублей. Если человек руководит отделом продюсирования, то — 150–160 тысяч рублей.

– От чего может устать продюсер проекта?
– От темпа работы и огромного количества задач. Порой бывает так много дел, что я перестаю понимать, за что нужно взяться и как все успеть. Кроме того, продюсеру нужно быть постоянно на связи. От этого сильно устаешь.

– Чем может заняться продюсер проектов, которому захотелось попробовать себя в чем-то новом?
– Многие люди из агентств уходят на сторону клиента, и эти люди высоко ценятся у клиента, потому что они понимают, как устроена индустрия внутри рекламных агентств. У них есть экспертиза и с одной, и с другой стороны, что большая редкость.

– Существуют ли кружки, где старшеклассники могут попробовать себя в роли продюсера проектов?
– Есть несколько проектов для старшеклассников. Например, «Кодабра» — они делают свои программистские курсы в Москве и Санкт-Петербурге. Также рекомендую «Образ жизни» Дианы Колесниковой, где подростки могут попробовать различные профессии. Много интересных кружков есть у Московского политеха.

– Что вы могли бы посоветовать почитать или посмотреть людям, которые хотят больше узнать о работе в креативном агентстве?
– Чтобы быть в курсе мировых тенденций, стоит следить за ресурсами PSFK и Mashable.

Компании: 
MOST Creative Club
Отрасли: 
Маркетинг, реклама, PR
 
49
Профессий: 11
Профессии: 
Продюсер
 
71
Маркетинг, реклама, PR