Виктория Ирбаиева. О дизайне одежды и вдохновении

 
 

Дизайнер и CEO бренда VIKTORIA IRBAIEVA

– Как выглядит рабочий день дизайнера?
– Зависит от того, какой это дизайнер: рабочий день Доменико Дольче отличается от рабочего дня дизайнера в Zara. Мне же, человеку, который создал собственный бренд, приходится попеременно заниматься то дизайном, то бизнесом. Я посещаю профильные выставки, типа Premiere Vision в Париже, смотрю на новые тренды и новые ткани. Также я изучаю цены: помещаются ли они в нашу себестоимость, подходят ли они к концепции, которую я вынашиваю в голове. Параллельно я планирую провести оплату французской фабрике и размышляю о поиске новых партнеров.
Хорошо, когда в течение рабочего дня удается гармонично сочетать дизайн и бизнес: полдня заниматься одним, полдня — другим. Однако бывает, что я неделями сосредотачиваюсь на чем-то одном.

– Как дизайнеры узнают, что будет модно в новом сезоне?
– Это прогнозируют специалисты по трендам, которые занимаются исследованием, аналитикой и описанием трендов. Например, о том, что в 2013 году милитари войдет в моду, я узнала на одном из семинаров еще в 2008.
Первыми свежие тренды подхватывают производители тканей. Мы уже отталкиваемся от их продукции, ведь возможности производств зависят от типа ткани. Два раза в год я езжу на выставку тканей в Париж. Там можно увидеть, что мы сможем купить через год, чтобы через два года выпустить коллекцию.
К примеру, сейчас все тенденции связаны с бережным отношением к окружающей среде и сохранением ресурсов, поэтому большинство производителей делают акцент на искусственных материалах, так как они более экологичны.

– Как появляются тренды?
– Модные тренды формируются под влиянием того, как меняются наши экономика, технологии, промышленность, политика, финансовая ситуация. Например, последние годы ситуация в мире неспокойная, поэтому в топах держится тренд на милитари. Люди даже могут не осознавать тяжелого настроения в обществе, но одежду в этом стиле будут покупать с удовольствием.

– Обязательно ли следовать трендам?
– В принципе, некоторые компании им не следуют. Но они выпадают из fashion-индустрии. Если вещь не отражает актуальные тренды, ее не смогут взять на реализацию в модные магазины, так как она просто не впишется в их концепцию оформления торгового пространства. Поэтому желательно тренды все-таки не игнорировать.

– Какое высшее образование лучше получить, чтобы стать дизайнером одежды?
– Часто люди путают желание и умение что-то мастерить своими руками с дизайном. Умение шить — это не дизайн, это просто навык, необходимый дизайнеру. 
Если же человеку хочется заниматься именно дизайном, я бы рекомендовала ему получать образование в области истории искусства или истории культуры. И во время учебы стараться впитывать, как губка, истории, образы, картины, книги, киноленты. Ведь эскиз, который человек рисует, — это результат переработки информации, концепции, идей, ситуаций на рынке.

– На какие предметы стоит обращать внимание школьнику, который хочет стать дизайнером?
– Полагаю, ему стоит побольше читать, ходить в лектории при музеях, посещать экскурсии. Причем, относиться к этому не как к скучному мероприятию для галочки, а находить экскурсоводов, которые могут все рассказать в интересном для человека аспекте. Полезно ходить на выставки историка моды Александра Васильева, различных Домов мод, исторического костюма — любые. И не просто смотреть на изменения в нарядах, а стараться понять, почему в тот или иной период одежда была именно такой, в связи с чем она менялась, почему когда-то были тоги, а потом появилась многослойность. Можно также смотреть ремейки фильмов или продолжения и подмечать, как изменялись типажи героев, их костюмы и т.д.

– Обязательно ли дизайнеру хорошо рисовать?
– То, что дизайнер обязан прекрасно рисовать — это советское заблуждение, имеющее мало чего общего с профессией. Дизайнер одежды должен уметь создавать новые концепции, переводить их в эскизы, а затем объяснять эти эскизы конструкторам и технологам. Неважно, каким способом человек может «опредметить» свое видение. Если ему это удается, он может быть дизайнером, невзирая на наличие или отсутствие художественных навыков.

– Где может работать дизайнер одежды?
– У него есть два варианта: либо сразу открывать свой бренд, либо для начала поработать в чужом бренде. Первый путь — сложный и рискованный. Поэтому для старта карьеры можно выбрать фирму, находящуюся в том же сегменте, где человек впоследствии хочет работать. Это позволит изнутри понять, как устроен этот бизнес.
Впрочем, далеко не все люди хотят запускать собственные бренды или становиться дизайнером какого-либо бренда. В таком случае человек может стать категорийным дизайнером — создавать только одну категорию одежды. Например, рисовать исключительно пиджаки или брюки.

– Что вы делаете, когда у вас нет вдохновения?
– Во-первых, я считаю, что это нормально — человек не может постоянно фонтанировать идеями. Во-вторых, вдохновение — это не некая эфемерная субстанция, которая должна спуститься мне в голову, а я ее буду терпеливо ждать и до тех пор не стану ничего делать. Для меня вдохновение — это результат целенаправленного труда. У меня есть сроки выхода коллекции, которые я должна соблюдать. Я работаю каждый день, перерабатываю огромное количество информации с одной целью — сформировать концепцию коллекции, которая будет отвечать моим требованиям. Благодаря регулярной кропотливой работе вдохновение регулярно приходит ко мне.

Компании: 
Viktoria Irbaieva
Отрасли: 
Мода и дизайн
 
11
Профессий: 9
Профессии: 
Дизайнер одежды
 
50
Мода и дизайн