Главный хранитель музея Арсеньева: музейные собрания берегут культурное наследие Приморья

Профессия хранителя в музее им. В.К. Арсеньева неразрывно связана с сохранением культурного наследия Приморского края. Без хранителей немыслимо существование ни одного музея. Об этой специальности мало знают, так как люди приходят в музей и видят конечный результат работы музейных сотрудников в виде выставок и экспозиций. А ведь великие шедевры прошлого живы и сегодня и в этом заслуга именно хранителей. Корр. РИА PrimaMedia поговорил с главным хранителем фондов Приморского государственного объединенного музея имени В.К. Арсеньева Ниной Беслановной Керчелаевой о качествах, необходимых настоящему хранителю, музейной жизни, а также о дарах и дарителях.

Нина Беслановна работает в музее им. В.К. Арсеньева почти полвека. Она устроилась сюда осенью 1967 года, в отделе фондов работает с 1978, а на должность главного хранителя назначена в 1983 году.

Музей – это некий айсберг – на поверхности видна лишь малая часть работы, а вернее ее результат – выставки, экспозиции. Какая же перед этим кропотливая работа проделывается сотрудниками музея?
Конечно, выставка – это результат очень большой и напряженной работы. И здесь даже речь не о подготовке к выставке, а о составе и о состоянии музейного собрания, которое позволяет делать различные экспозиции. В основе работы, жизни любого музея лежат его коллекции. Они формируются многими поколениями музейных работников.
У музея много служб. Например, отдел исследований, который в идеале должен непосредственно работать над комплектованием музейного собрания. Этим в музеях занимаются научные сотрудники. Перед ними ставится основная задача музея на ближайшее время или на перспективу, например, создать полноценную экспозицию по участию приморцев в Великой Отечественной войне. Тогда научный сотрудник приступает к работе: смотрит, что уже есть в музее, что наработано исследователями в этом направлении, определяет концептуальную составляющую экспозиции, источники комплектования (где и какие материалы можно найти). Интересно, что источник может быть в самых разных концах земного шара. С человеком ведут длительную переписку, потом встречаются и, наконец, музей пополняется материалами, дарами. Чем талантливее музейный работник в своей профессии, тем прекраснее коллекция, на которую, можно сказать, он положил часть своей жизни. И примеров этому очень много. За длительную работу в музее меня потрясла Алла Михайловна Опольская. Я не перестаю ею восхищаться с 1971 года. Перед ней стоялазадача – рассказать в стационарной экспозицииоб участии приморцев в Великой Отечественной войне. Если она услышала передачу на радио с участием героя войны, то она непременное его найдет и встретится с ним. Она продолжала, даже уже прекратив свою работу в музее, переписываться с теми людьми, у которых брала материалы для музея. Она и сейчас, если ее спросить, сразу все вспомнит и расскажет. Это такая преданность своему делу. Второй яркий пример преданности профессии и выбранной для исследований теме - Вера Васильевна Кобко. С 1986 года она начала разрабатывать тему истории старообрядчества Приморья. Очень серьезные результаты – поведение нескольких международных научных конференций, монография, сформирована прекрасная коллекция по материальной, духовной культуре старообрядцев Приморья. Безусловно, здесь и несколько десятилетий неиссякающего интереса к теме, и талант исследователя, и упорство, и великая преданность делу. К сожалению, это не так часто в нашей музейной практике – редко кто работает здесь подолгу. Но, безусловно,главное, чтобы такой труд и такие коллекции вызывали интерес и у исследователей, и у самого музея в дальнейшем.
В музее работают люди увлеченные. Своим трудом они неизбежно привлекают всех, кто соприкасаются с жизнью и работой музея.

Формирование коллекций зависит от профиля музея?
Профиль музея диктует, каким быть музейному собранию. Краеведческий музей сильно отличается от музеев узкопрофильных: литературных, мемориальных или посвященных какому-то одному событию. В краеведческих – коллекции формируются разнообразно и, безусловно, поддаются главной генеральной установке. Например, наш музей начался с того, что инициаторы его созданияпожелали рассказать всем о необыкновенном Приморском крае, о красоте его природы, а также о том, какая здесь специфика самой жизни. Первые коллекции так и формировались: природоведческие, этнографические и другие. Естественно, когда музей национализировали в советское время, партийная идеология стала главной составляющей. Собирали и рассказывали населению о героических революционных годах, о деятельности здесь рабочего класса, партийной организации, позже о борьбе за победу в Великой Отечественной войне, о строительстве коммунизма и так далее. Но за всей этой направленностью, сугубо специфической, стоят человеческие судьбы. Сформированные тематические коллекции, связанные с работой предприятий, развитием учреждений, народного образования или направлениями народного творчества включают очень интересные материалы о людях, трудившихся в самых разных сферах, составлявших нашу жизнь. В эти коллекции привносили и привносят свою замечательную изюминку те люди, которые понимают, что вот этот предмет или фотография интересны для истории, культурного наследия.

Кто те люди, которые привносят в фонды музея новые коллекции, предметы, фотографии? Как их можно охарактеризовать?
Недавно открывшаяся выставка "Дары и дарители" посвящена тем, кто из века в век пополняет музейное собрание предметами и коллекциями, превращая их в национальное достояние. На этой выставке звучит 388 фамилий дарителей только за последние пять лет. Каждый человек абсолютно индивидуален и какая мотивация у каждого принести в музей какие-то предметы порой необъяснима. "Нужно-не нужно возьмите, посмотрите" - у некоторых такая мотивация. В этом случае хранители начинают рассматривать вещь со всех сторон и понимать, какую роль она может сыграть в дополнение систематических коллекций или с точки зрения раскрытия какого-то события, факта истории, может быть, жизнеописания. К примеру, в 2011 году при копке траншеи возле гостиницы "Версаль" монтажник Евгений Измайлов обнаружил на глубине трех метров камень с надписью и принес его к нам в музей. Сотрудники музея выяснили, что это могильная плита. За этой находкой потянулась уже целая цепочка: мы узнали, что за человек и где был похоронен, что стало причиной смерти и так далее. В истории Владивостока был прискорбный факт закрытия и последующего в 1935 году разрушения Покровской церкви и прилегающего к храму кладбища. До сих пор могильные плиты часто встречаются в городе в качестве ступеней лестниц, подпорок основания гаражей и т.д.
з 388 фамилий дарителей 30 – это музейные работники. Обычно говорят "кто на чем работает, тот то и имеет", у нас же здесь наоборот. Музейные работники нередко сами вкладывают деньги в приобретение предметов для коллекций, а также постоянно находятся в поиске новых, уникальных предметов.
Все дарители достойны памяти. Они все остаются в анналах истории музея.

На выставке также звучат имена известных Приморью людей. Какие дары они преподнесли музею?
В списке - 388 дарителей. Один из них - директор департамента культуры Анна Алеко. Она часто посещает наш музей, приходит на открытие выставок. Однажды она призналась, что всю свою сознательную жизнь собирала карманные календари. И она решила передать их в дар музею. Ее коллекция была гигантской, календари были разбиты по сериям: цирк, цветы, искусство и так далее. Понятное дело, что мы себя тысячами единиц хранения тоже не можем обременять. В итоге мы все это систематизировали и из отобранного нами получилась любопытная коллекция. Она свидетельствует прежде всего об увлечении наших детей в определенное время, сегодня детей интересует совсем другое.
Кто соприкасается с жизнью музея – не остается равнодушным. Люди, которые приносят сюда предметы тоже становятся причастными к формированию музейных коллекций, которые в свою очередь становятся свидетельствами пережитого, прожитого и прочувствованного. Любознательность – одно из обязательных качеств людей, которые приносят сюда предметы.

Можно ли определить сколько времени требуется на организацию одной выставки?
Насколько полно музейное собрание, настолько полны выходы, которые мы имеем в виде игровых и обучающих программ, выставок, экскурсий. Время, затраченное на подготовку выставки, зависит от многих факторов: от полноты коллекции, от степени изученности темы, от оборудования, от готовности экспонатов. Ведь наши экспонаты приходят к нам в разном состоянии и порой не в самом лучше.

Сколько хранителей работают над фондами?
Хранителей у нас девять, они отвечают за музейные коллекции, которые распределены по видам материалов, из которых изготовлены: ответственные за хранение предметов из тканей, кожи и меха; за хранение предметов из кости, керамики, фарфора, дерева, за хранение коллекции документов; предметов из металла и так далее.
Общая площадь фондов хранения - 850 кв. метров. На них размещено около 400 тысяч единиц хранения.

Хранители ревностно относятся к своим коллекциям?
Еще как! У них есть преданность и привязанность к коллекциям. Бывает, что к нам поступает документ, напечатанный на ткани. Возникает вопрос: в какой коллекции он должен быть? Тут даже между хранителями может возникнуть спор. Тогда фондовые комиссии решают, где этому предмету лучше храниться.

Какие качества необходимы музейному хранителю? Без каких черт характера нельзя обойтись?
Хранитель – очень трудная музейная специальность, требует особых качеств у человека. Он должен быть как добросовестный доктор, который ухаживает за своими больными. Только у хранителей тысячи таких "пациентов". Чтобы стать хранителем, во-первых, необходимы большие знания и готовность учиться. Иначе предмет ему ни о чем не расскажет и даже вопросов не возникнет. Во-вторых, этот человек должен быть основательным, бережным. И, конечно, беспредельная честность.

От РИА PrimaMedia напомним, 30 сентября Приморский музей будет отмечать 125 лет с того момента, как торжественно и в присутствии Приамурского генерал-губернатора барона Корфа его двери были открыты для публики. Построенный на общественные деньги, музей стал первым на Дальнем Востоке. Отцы-основатели активно передавали в его фонды свои коллекции по археологии, этнографии, ботанике, которые собирали во время службы на Дальнем Востоке.

Приморский музей хранит вечную память о дарителях XX века Бриннерах, В.Ю. и В.Ю. Янковских, К.П. Буркине, Б.А. Дьяченко и о многих других, ушедших из жизни, но оставивших людям прекрасную возможность прикоснуться к истории Владивостока и Приморья.

И, конечно, музей выражает глубокую благодарность всем дарителям дня сегодняшнего за бескорыстное пополнение музейного собрания и надеется, что традиция дарений будет продолжаться.

Отметим, что в 2015 году в Российской Федерации проходит Год литературы. Приморский край принимает в его проведении самое активное участие. Мероприятия соответствующей направленности проходят во всех городах и районах края. Постоянным участником "культурного Приморья" является и Приморский государственный музей им. Арсеньева, в котором постоянно проходят различные художественные выставки и культурные встречи с художниками и писателями.

Источник: PrimaMedia