"Музейный профессионал": ответы на вопросы. Работа хранителя

К выставке "Тайны старых картин", проходившей в Третьяковской галерее в 2016 году, была подготовлена образовательная игра "Музейный профессионал", позволяющая пользователям побывать за служебной дверью музея и раскрыть секреты, которые хранит в себе один из шедевров Третьяковской галереи. В конце игры пользователи могли задать интересующие их вопросы о музейной работе. На самые популярные и интересные вопросы мы попросили ответить сотрудников Третьяковской галереи - хранителей, реставраторов, научных сотрудников и кураторов.

Кто такой хранитель и чем он занимается?

Если попробовать дать краткий ответ, то хранитель – это человек, в обязанности которого входит контроль за сохранностью и любым перемещением экспонатов из собрания музея. Хранителями становятся не сразу и не все музейные сотрудники; это крайне ответственная должность, требующая определенного опыта и уровня профессионализма. Часто хранителями назначают людей, много лет проработавших в музее на других должностях.

Коллекция музея делится на различные фонды (или разделы) хранения по хронологическому и тематическому принципу. Произведения живописи, графики и скульптуры принадлежат к разным фондам, так как для них нужны совершенно разные условия содержания. Ответственность за сохранность коллекции делится между хранителями, каждый их них отвечает за определенный фонд.

Важная обязанность хранителя – следить за состоянием сохранности произведений, которые, как и все другие вещи, подвластны законам времени и неизбежно стареют. У каждого произведения есть паспорт сохранности, куда хранитель записывает сведения о произведении, его выставочную историю, историю реставрации и исследований. Традицию вести музейные паспорта работ в Третьяковской галерее начали сотрудники в 1920-х – 1930-х годах.

Хранитель не только отвечает за произведения, но также участвует в их научном изучении и чаще всего является специалистом-экспертом в своей области.

Отличается ли хранитель от научного сотрудника и исследователя?

Хранителя и научного исследователя объединяет необходимость непосредственного контакта с произведениями искусства, и в чем-то они довольно близки. В музее хранители отвечают за сохранность произведений, исследователи изучают историю создания и дальнейшей жизни предмета, сотрудники отдела комплексных исследований проводят изучение работы с помощью различных технологий, таких как рентген, микро и макро-фотосъемка, химический анализ и проч. Все эти люди в музее именуются научными сотрудниками и нередко сочетают несколько функций. Нередко в процессе подготовки важных мероприятий, каких как выставочные проекты, идет активный процесс обмена знаниями и опытом среди коллег и представителей различных направлений музейной работы, что в итоге может весьма плодотворно сказаться на результате и привести к неожиданным открытиям.

Существует ли свод правил для хранителя?

Да. Это служебная инструкция, утвержденная Министерством культуры РФ. Хранение произведений искусства – очень ответственное дело. В инструкции указаны основные и дополнительные технические обязанности хранителей: наблюдение за климатическими условиями хранения произведений, уровнем освещенности и т.д. В инструкции также перечислен порядок действий хранителя в случае аварийных или непредвиденных ситуаций.

Как проходит рабочий день хранителя?

Рабочий день хранителя начинается в запаснике музея. Запасники Третьяковской галереи располагаются в депозитарии - отдельном здании, в котором поддерживается специальный климат, благоприятный для произведений искусства, и усиленные меры безопасности. Попасть в депозитарий могут не все сотрудники музея; там постоянно работают хранители и реставраторы, т.е. те люди, чья специфика работы предполагает близкий контакт с произведениями искусства.

Хранитель проверяет климатические параметры в хранилище, а затем выполняет текущие работы, которые могут связаны с переносом произведений на выставку или в экспозицию, осматривает работы вместе с реставраторами, участвует в упаковке произведений, которые едут на выставку в другой музей. Возьмем для примера понедельник – день, в который музей обычно закрыт для посетителей. По понедельникам хранители получают возможность работать с экспозицией: в этот день можно найти замену экспонату, который отправляется на выставку, передать произведение на исследование или в реставрацию.

Работа с запасниками – это проектная или процессная работа?

Работа с запасниками – процессная работа, т.к. сохранение коллекции является одной из базовых задач музея, которую следует выполнять постоянно.

Источники: Официальный блог Государственной Третьяковской галерии