Профессия: композитор в кино

Российская киноиндус­трия остро нуждается в свежем звучании. Именно музыка расста­вляет важные акценты в фильме, добавляет новые смыслы, помог­ает режиссеру добить­ся необходимого эмоционального эффекта. 

Кто такой композитор в кино?

Композитор в кино – это музыкант, рассказчик историй и человек-оркестр. Работать в кинематографе требует от композитора других талантов, ведь он такой же полноправный творец и сорежиссер фильма.

Компози­тор в кино – это универсал, кото­рый виртуозно владеет стилями и формами, начиная от академич­еской музыки и закан­чивая современной эл­ектронной. Он должен быть способным созд­авать не только яркие темы, но и уметь свободно оперировать стилями, точно выбир­ать музыкальное звуч­ание и тонко чувство­вать ритм визуального повествования.

Несмотря на то, что композитор в кино – узкая специализация, в России наблюдается все больший спрос на людей этой профессии со стороны медиакомпаний. По мнению Юрия Потеенко, автора музыки к таким фильмам как “Обитаемый остров”, “Ночной дозор”, “Шпион”, профессия композитора в киноиндустрии – одна из самых востребованных и быстрорастущих профессиональных областей.

Какими навыками должен обладать человек, пишущий музыку к фильмам?

Юрий Потеенко отмечает, что от композитора требуется отличное знание музыкальных стилей, жанров и форм, а также особеннос­тей современной кино­драматургии. Компози­тор в кино должен вл­адеть современной ор­кестровкой, как в об­ласти живой музыки, так и в электронном формате.

От композитора, который берет большие серьезные проекты, требуются большие знания в области академической музыки, серьезная подготовка, предполагающая владение оркестровкой, инструментовкой. Но кроме этого необходимо понимать, что такое драматургия и что такое жанры, какие им свойственны закономерности.

"Композитор, который работает для кино, должен обладать гораздо большим количеством знаний и умений, чем композитор, который для кино не пишет. Человек, пишущий для кино, должен владеть мастерством жанровой стилизации от народной песни до симфонии, от джаза до рок-музыки, должен разбираться в технических и технологических новшествах", – считает Алексей Шелыгин, композитор таких фильмов, как "Бой с тенью", "Бригада", "Штрафбат".

При этом важно иметь креативный дар, ведь композитор генерирует новые мысли и идеи, а значит должен уметь воплощать задуманное. Прижившийся в индустрии композитор находит свое место и работает или во многих жанрах, или в каком-то одном: пишет финальные песни и главные темы, занимается основным оформлением картины, или делает и то и другое сразу.

“Самое сложное в работе с композитором заключается в том, что ты должен доверить человеку большой пласт работы, – считает продюсер, директор департамента ТВ и кинопроизводства The Walt Disney Company Владимир Верещагин. – А значит, этот человек должен быть абсолютно ответственным и готовым к долгому производственному процессу. Иногда все происходит быстро, но иногда все содается долгим мучительным подбиранием. Не все к этому готовы”.

Где может работать композитор и сколько он зарабатывает?

Люди, закончившие курс «Ком­позитор в кино», востребованы в киноиндустрии, на телевидении, в рекламе и индустрии компьютерных игр.

В среднем, за один фильм композитор получает около 1 000 000 ₽ и около 200 000 ₽ за рекламный ролик.

Нужно ли учиться, чтобы писать музыку к фильмам?

Появление инновацион­ных технологий произ­водства видео- и ауд­иоконтента ставит пе­ред композитором зад­ачу новых способов создания, редактирова­ния и записи музыки, а этому нужно учить­ся.

Композитор должен уметь работать не только с музыкальными программами и библиотеками, но и со сценарием фильма, сериала или ТВ-программы. Разработать музыкальную концепцию проекта, скорректировать музыку под творческие задачи и интегрировать свои задумки в аудиовизуальное произведение – не простое занятие, справиться с которым под силу только образованному музыканту.

При этом музыкант должен знать историю кино, особенности киноязыка. Изучение музыкальных решений, жанровых особенностей фильмов, подходов к драматургии так же важно, как и умение работать с нотными редакторами и современной аппаратурой.

Где учат профессии “Композитор в кино”?

Первым местом в России, где серьезно подошли к вопросу обучения композиторов для кино, стала Московская школа кино, празднующая в 2017 году свое пятилетие.

Источник: SAMESOUND.RU