Работа в искусстве: где учиться и что нужно знать, чтобы стать куратором

Профессия куратора в современном музее требует особой многозадачности: нужно не только организовывать выставки, но и находить спонсоров, давать интервью, читать лекции, вести семинары, уметь писать четкие тексты и много чего еще. В книге «Справочник куратора: музеи, галереи, независимые пространства» Эдриан Джордж подробно рассказывает об особенностях этой работы (от творческих идей до максимально практических советов про то, как оформлять документы, работать с бюджетом или выпускать сувениры). T&P публикуют отрывок о том, с чего начать, где в мире учат этой профессии и какой она станет в будущем.

Кто такой куратор?

Сегодня слово «куратор» понимается шире, чем когда-либо прежде. Обычно так называют того, кто отбирает и интерпретирует произведения искусства, демонстрируемые на выставках, однако современный куратор порой занимается также планированием и организацией выставок, заказывает произведения для них и руководит всем ходом подготовки. На него же обычно ложится ответственность за тексты на стенах, в каталогах и за все прочие информационные материалы к выставке (включающие сегодня тексты для интернета и социальных сетей). Кроме того, от куратора XXI века ждут взаимодействия с прессой и аудиторией, раздачи интервью и публичных выступлений. Нередко ему приходится участвовать в привлечении средств для выставки и в других мероприятиях, направленных на ее поддержку, будь то приемы для спонсоров или вечеринки для коллекционеров, а также работать с академическим миром, читая лекции, проводя семинары и мастер-классы в школах, колледжах и университетах. Поскольку функции куратора постоянно изменяются, расширяются и углубляются, он должен развивать и совершенствовать свои навыки, чтобы оперативно откликаться на новые задачи и использовать новые возможности. […]

Основным амплуа куратора зачастую считается экспертиза в области визуальных искусств и суждений вкуса. Это представление начало складываться приблизительно во второй половине XIX столетия и прочно закрепилось к середине XX века. К этому же времени изменилась и роль самого музея. Из простого хранилища коллекции он превратился в место профессионального общения и обучения, где художники и кураторы могут совместно экспериментировать в области новых художественных средств и их презентации. Тогда же некоторые видные деятели мира искусства стали представлять на суд публики выставки, представлявшие собой нечто иное, нежели простая выборка из предметов коллекции. Куратор нового типа начал связывать различные миры, собирая произведения вокруг художественных или исторических тем или объединяя группы художников, работающих в близких направлениях. […]

Как в традиционном, так и в современном понимании куратор играет очень существенную роль в понимании нами искусства и культуры — как минувшей, так и современной. Работая в симбиозе с художником, он подвергает сомнению стереотипы и пытается понять, как изменится культура в будущем.

Типы кураторов

В штате крупных организаций с обширными коллекциями — например, национальных музеев — обычно работают кураторы-ученые, специализирующиеся в определенной области (кураторы гравюры и рисунка, кураторы японского искусства и т. п.). В данном случае ряд исходных или традиционных обязанностей куратора (а именно опись и хранение предметов) возлагается на других специалистов: заведующих коллекцией, хранителей и/или исследователей. И хотя таким образом куратору предоставляется возможность сосредоточиться на собственных исследованиях или на крупных выставочных проектах, это порой отдаляет его от коллекции и тем самым создает сложности при управлении большой выставочной командной, в переговорах и контактах с коллегами.

В организациях меньшего масштаба куратор может выполнять не только все типичные для него исследовательские и выставочные функции. На него же часто ложатся задачи документирования коллекции, написание и редактура текстов, контроль за печатью, подготовка изображений, решение правовых вопросов. Также его могут привлекать (на постоянной основе) и к другим видам деятельности, являющимся частью современных выставочных программ: к просветительской работе, организации круглых столов, юридическим переговорам, сбору средств и общению с прессой.

Независимые кураторы, или кураторы-фрилансеры, могут в некоторой степени сами определять функции, которые им хотелось бы выполнять. Одни из них специализируются на общественных мероприятиях и проектах, другие — на заказе больших публичных работ, третьи — на подборе произведений для офисов и других служебных помещений, четвертые — на сотрудничестве с архитекторами и дизайнерами интерьеров. Некоторые работают с коммерческими галереями, отвечая за подготовку выставок художников-резидентов или за сопряжение их работ с художественно-историческим контекстом (без чего они могут показаться чисто коммерческим товаром), а другие организуют передвижные выставки в качестве приглашенных специалистов, сотрудничая с коллегами на местах. […]

Работа в качестве приглашенного куратора может быть очень позитивным опытом, но иногда это серьезный вызов, ведь от куратора могут потребовать соблюдения принятых в учреждении правил и обычаев, как бы он ни хотел их изменить, подвергнуть сомнению или просто попробовать что-то другое. Вот как отозвался о своей роли приглашенного куратора в лондонском художественном центре Кэмден-Артс художник и музыкант Стивен Клейдон:

Я был избавлен от всех ограничений, с которыми вынужден считаться любой штатный куратор. Я прекрасно осознавал эту свободу и опасность территории, на которую вступал.

Куратор-художник, как считается, может — и чуть ли не должен — нарушать устои приглашающего учреждения, так что в данном случае об академической строгости, да и о стандартах кураторской работы речи нет. Что бы такой куратор ни делал, все будет воспринято как произведение искусства, включая саму экспозицию, даже если она состоит из работ других художников.

Феномен художника-куратора имеет на Западе долгую историю, уходящую корнями во времена основания Королевской академии изящных искусств, первым президентом которой — администратором и куратором одновременно — стал в 1768 году живописец Джошуа Рейнолдс. Однако только в 1927 году Александр Дорнер, в ту пору директор Земельного музея Нижней Саксонии в Ганновере, совершил беспрецедентный жест, пригласив художника-дизайнера курировать выставку, которая включала не только его собственные работы, но и произведения других авторов. Этим художником был Эль Лисицкий, решивший представить свое творчество в одном ряду с работами Пикассо, Леже и Швиттерса. К концу XX века число художников-кураторов невероятно выросло — отчасти, возможно, из-за недовольства возросшим публичным авторитетом куратора и появлением «кураторов-звезд». […]

Куратор-администратор — это руководитель подразделения того или иного учреждения культуры (например, куратор просветительских программ, куратор выставочных программ), чья задача — направлять и координировать работу своей команды ввиду поставленной цели.

Параллельно множатся кураторы, специализирующиеся на работе с архивами, фильмами, новыми медиа, литературой, музыкой; о какой бы области ни шла речь, кураторский титул обычно достается тем, кто разрабатывает и осуществляет презентацию того или иного материала для широкой публики. […]

Мотив вовлеченности кураторской деятельности в общественную жизнь кажется в XXI веке основополагающим. Ханс Ульрих Обрист точно подметил, что «в целом кураторское дело состоит не столько в проведении выставок, сколько в соединении людей». […]

В чем секрет популярности кураторской профессии?

[…] Кураторские программы в учебных заведениях предлагают студентам подготовку в широком спектре специализаций — от общего менеджмента в сфере искусства до курирования конкретных медиа. Такие программы существуют в университетах, колледжах и даже музеях по всему миру, и кураторство ныне само часто рассматривается в качестве признанной формы творчества, связанного с деятельностью художников, но вместе с тем самоценного.

Хотя образ куратора как высококвалифицированного специалиста в области истории искусства еще преобладает, существует и другой подход, зародившийся в бурные шестидесятые и связанный с тенденцией к демистификации мира искусства. Согласно этому подходу, куратор должен быть просветителем: объяснять искусство (порой в упрощенной форме), чтобы оправдать новаторские направления в искусстве, вызывающие неприятие публики, и вписать их в исторический контекст. Кроме того, в эру стремительного роста объемов культурной продукции от куратора ждут выполнения функции посредника — эксперта в вопросах вкуса, способного сказать, какое искусство «хорошее» и почему. Все это способствует престижу профессии куратора как вдохновляющей карьеры, требующей компетенции, опыта и навыков.

Искусство, мода, дизайн и архитектура давно уже идут рука об руку, поэтому от кураторов часто ждут, чтобы они были подкованными эстетами и искушенными ценителями. Современное искусство порой воспринимается как дорогой бренд, доступный лишь особо обеспеченным представителям общества и в свою очередь открывающий некоторым кураторам доступ в мир богатых и знаменитых.

В результате сложилась элита всемирно известных «супер-кураторов» — звезд своей профессии, чьи фотографии, сделанные на вечеринках и других публичных мероприятиях во всех концах света, можно увидеть не только в специализированных журналах по искусству, но и в газетах и глянцевых изданиях. Так к имиджу куратора добавился гламурный оттенок блистательного персонажа высшего общества — и подчас это действительно так, хотя и далеко не всегда. […]

Куратор как катализатор и проводник идей

Один из важных аспектов роли куратора состоит в том, чтобы высветить актуальную тему и в подходящий момент предъявить ее на суд публики. Выделяя наиболее интересных художников, сопоставляя и интерпретируя их работы, кураторы налаживают диалог (а точнее, даже триалог) между зрителями, художниками и миром искусства.

Мелани О’Брайен, занимавшая посты куратора и программного директора галереи современного искусства

The Power Plant в Торонто и директора-куратора независимого центра современного искусства Artspeak в Ванкувере, сравнивает курирование с работой литературного редактора:

"Язык куратора схож с редакторским. Общие функции отбора, компоновки, организации и поиска идей делают две эти специальности достаточно близкими. Кураторы — редакторы концепций — приближают искусство и другие культурные практики к аудитории, причем не только посредством организации выставок, но и с помощью публикаций на бумаге и в интернете, проведения форумов и иных мероприятий".

Тем самым кураторы часто выступают катализаторами других проектов, программ и параллельных практик, а также новых выставок, проводимых их коллегами.

Иного рода диалог ведет куратор, работающий на подготовительном этапе выставки один на один с художником. Здесь ему позволено обсуждать с художником предлагаемый им проект и вносить свои замечания, в идеале — с некоторой критической дистанции. Он может задавать вопросы и даже спорить с художником, следя за тем, чтобы не давить на своего «подопечного» и не навязывать ему свой ход мысли: важно помнить, что куратор — не художник. В этом смысле куратору нужно действовать по образцу тренера или наставника, стимулируя художника — по возможности незаметно — к наилучшим результатам. […]

Как стать куратором?

Мнения по поводу обучения курированию очень разноречивы. Пенелопа Кертис, директор Тейт Бритн, классического подразделения галереи Тейт, считает, что на куратора учиться не нужно, так как эта профессия основывается главным образом на «практическом интеллекте». Художник, критик и куратор Майкл Петри говорит о важности сопряжения практики и теории:

Я согласен: практика имеет большое значение; но хорошее образование, дающее куратору концептуальный базис, тоже желательно. Плохо, если обучение оказывается слишком академичным или оторванным от реальности; ведь сколько ни учись, в жизни все идет не по плану, и на вызовы приходится отвечать безотлагательно. Для профессионала нет лучшей проверки, чем кризис, а в кризисах, как известно, недостатка нет!

Тем не менее кураторство становится все более профессиональной деятельностью, и возможности обучения ему быстро множатся. Стандартный путь можно начать с курсов истории искусства или визуальной культуры (а может быть, и собственно курирования: такой предмет появляется в вузах все чаще), культурологии, языка, затем перейти к критической теории и/или письму: так вы можете дойти до создания кандидатской или даже докторской работы. На пользу пойдет и изучение истории искусства, других гуманитарных дисциплин, менеджмента в сфере искусства и т. п. Некоторые знаменитые кураторы XX — начала XXI века пришли в профессию из других областей: Каспер Кениг, куратор и директор Музея Людвига в Кельне, изучал антропологию, а швейцарец Харальд Зееман, с именем которого связаны первые «великие выставки», начинал в театре.

Один из первых курсов кураторства был открыт в 1987 году во французском Гренобле усилиями Национального центра современного искусства (Le Magasin). Этот девятимесячный курс читается до сих пор, причем совершенно бесплатно. Снискала известность кураторская программа, запущенная в 1990 году нью-йоркским Бард-колледжем. Работающий там Центр кураторских исследований разработал первый интенсивный курс в этой области, сочетающий элементы истории современного визуального искусства и выставочного дела с художественной теорией и критикой. Студенты проходят практическое обучение, организованное в сотрудничестве с университетом и Музеем искусств Хессель.

Примеру Бард-колледжа последовал в 1992 году Королевский колледж искусств в Лондоне, разработавший магистерскую программу менеджмента, курирования и заказа современного искусства (теперь она называется «Курирование современного искусства»). В этом двухгодичном курсе теория критики и история визуальной культуры переплетены с основами кураторской деятельности. Студенты получают практические навыки в области редактуры, издательского дела и организации заказов на современное искусство. Экзаменационная работа включает подготовку выставки с каталогом и защиту диссертации. Это серьезное испытание, весьма напоминающее обычай, сложившийся в большинстве музеев, где кураторы параллельно руководят сразу несколькими проектами.

Еще через два года открылась кураторская программа Центра искусств Де Аппель в Голландии. Здесь студентам предлагается годичный цикл семинаров, мастер-классов и экскурсий (в том числе трехнедельная исследовательская поездка за пределы Западной Европы), практические занятия, встречи с художниками и другими профессионалами мира искусства. Саския Бош, первый директор кураторской программы Де Аппель, отмечает, что кандидаты «завязывают ценные контакты» за время учебы. А это, как мы убедимся далее, очень важный аспект кураторской деятельности.

В лондонском Институте искусств Курто действует магистратура по курированию в художественном музее, также включающая семинары, практику и стажировки, отражающие расширение поле деятельности куратора в XXI веке. Институт Курто, как, впрочем, и Королевский колледж искусств, привлекает к преподаванию академические силы факультета, а также использует свои музейные возможности, в частности собственный отдел консервации произведений искусства. Как и многие другие, эта программа предполагает подготовку студентами проекта выставки. В лондонском Голдсмит-колледже есть кураторская программа для специалистов в других областях, состоящая из семинаров, проводимых самими студентами, и поощряющая эксперименты и поиски.

Это лишь несколько известных кураторских курсов, наряду с которыми существуют и многие другие. Обучение кураторству в официальных и независимых организациях переживает расцвет по всему миру. В немецком Институте Гете (Франкфурт-на-Майне) двухгодичная магистратура в области кураторских исследований (теория, история и критика) проводится в тесном сотрудничестве с Государственной академией художеств, Штеделевским музеем, Музеем античной скульптуры Либигхаус, Музеем современного искусства MMK, Историческим музеем и Музеем мировых культур. Во Франции магистерские программы по кураторству предлагают Университет Париж 1 Пантеон-Сорбонна и университет Верхней Бретани в Ренне: первый комбинирует теорию с практикой и стажировками, второй делает акцент на теории, истории и критике.

В Австралии магистратура для кураторов доступна в Сиднейском университете, бакалавриат по кураторским и музейным исследованиям — в университете Аделаиды и т. д.

В Азии, где в предстоящем десятилетии число музеев, скорее всего, достигнет трех сотен, особой популярностью пользуются магистратура по менеджменту в сфере культуры в Китайском университете Гонконга, руководимая Оскаром Хо (бывшим директором Музея современного искусства в Шанхае), и курс менеджмента культуры в Центре искусств Гонконга. Обе программы предоставляют студентам перспективы дальнейшей работы в художественных учреждениях на таких должностях, как менеджер, секретарь, преподаватель, архивист, специалист по транспортировке и установке произведений и т. д. Магистерская программа кураторских исследований в сингапурском колледже искусств Ласаль-Сиа ориентируется на западную модель и в настоящее время почти уникальна для своего региона. Недавние образовательные инициативы аукционных домов Christie’s (в сотрудничестве с Университетом Глазго) и Sotheby’s привели к созданию серьезных учебных программ в Азии для студентов из Китая, Тайваня, Сингапура, Южной Кореи и других стран. В Японии Токийская арт-инициатива (AIT) предлагает программы и резидентские курсы для художников и кураторов, включающие семинары на такие темы, как история выставочного дела, организация выставочного пространства, менеджмент выставок и основы теории искусства.

Эти программы пользуются большим спросом, и записаться на них не всегда легко, но дело того стоит: пройдя их, вы получите общее представление о кураторском деле, массу ценной информации и, нередко, внушительный опыт интернациональных путешествий. Комментируя бум кураторских программ, Эндрю Рентон, бывший профессор кураторства в лондонском Голдсмит-колледже, в 2010 году сказал: «Без них теперь не обходится ни одно учебное заведение в области свободных искусств и наук».

Помимо собственно кураторских курсов существует и множество других, посвященных администрированию в области искусства, галерейному делу и рынку искусства, музейному менеджменту и музееведению, и все они тоже могут стать отправной точкой карьеры куратора.

Стажировки и практики

Одной из ступеней карьерного роста по окончании магистратуры может быть стажировка с целью получения практического опыта на месте, хотя в некоторых странах такую практику считают спорной. Существует мнение, что стажеры — это просто неоплачиваемые работники, которым доверяют лишь мелкие поручения (что не приносит особой пользы и им самим) или, наоборот, дают ответственные задания, никак их не поощряя (денежным или иным образом). Однако в странах, где искусство и культура финансируются не слишком щедро, многие проекты и программы просто не могут быть осуществлены без помощи стажеров, а те в свою очередь получают непосредственный опыт подготовки выставок, вливаются в команду, и сотрудничество, таким образом, приносит положительные результаты для обеих сторон.

Существуют как позитивные, так и негативные примеры. Наиболее часто поднимаемая проблема сводится к тому, что стажировка подходит лишь способным прожить некоторое время без заработка, поэтому попрактиковаться в полученной профессии удается лишь обеспеченным людям, а это приводит к однообразию кураторских подходов, особенно на уровне элиты.

Общемирового стандарта практик и стажировок не существует. Например, Музей Метрополитен в Нью-Йорке предлагает для студентов и выпускников около сорока оплачиваемых (по базовой ставке) стажировок в год. Стажеры работают в отделе приема посетителей бок о бок со смотрителями, принимают участие в семинарах и практикуются в ведении экскурсий в стенах музея (например, рассказывая об отдельных экспонатах). Также музей круглый год предлагает неоплачиваемые стажировки на постоянной или временной основе. Количество позиций зависит от потребностей отдела и в любом случае предполагает некоторые затраты. Новый музей современного искусства в Нью-Йорке предлагает исключительно неоплачиваемые стажировки в расчете на то, что претенденты смогут работать по семь часов в день как минимум два дня в неделю в течение триместра (от восьми до шестнадцати недель). Здесь стажеры могут практиковаться как непосредственно под началом директора, так и в кураторском или просветительском отделе, на мероприятиях и даже в отделе продаж (в музейном магазине).

В Великобритании законодательно закреплено отличие стажировки от волонтерской деятельности, и работодатель обязан выплачивать стажерам как минимум сумму, покрывающую их расходы на транспорт и сопутствующие нужды в рабочие дни. В результате многие учреждения не могут позволить себе стажеров, а выпускникам сложно найти практику на начальном этапе работы и, следовательно, сделать первые шаги по карьерной лестнице. Большинство британских учебных программ для старшекурсников включают практику и тем самым обходят закон о стажерах, называя стажировку частью обучения (что позволяет не платить студентам). В то же время предполагается, что организация, принимающая стажера, должна выполнять в период его работы определенный образовательный минимум, что порой не позволяет нагрузить стажера целесообразной задачей и сделать его труд эффективным. Так или иначе, найти возможность для практики все сложнее из-за роста числа желающих, и не менее сложно порой получить от нее пользу, особенно если вы — иностранец с языковыми преградами и отсутствием контактов.

Первая ступень лестницы

После стажировки первой вашей работой в области кураторства может стать должность помощника куратора.

В зависимости от страны, учреждения и его особенностей эта должность может предполагать все что угодно, от помощи одному или нескольким кураторам (или их команде) до самостоятельной организации выставок — и любые другие задачи. Различается и сам уровень этой позиции. В США помощник куратора обладает достаточно высоким статусом и может работать на этой должности годами. Дальнейшая перспектива такова: куратор, старший или ответственный куратор, директор выставочного отдела, директор программы, заведующий коллекцией, заместитель директора музея или иного учреждения, исполнительный директор и генеральный директор. Впрочем, это лишь один из возможных путей; кураторская карьера предполагает и множество других вариантов.

Было время, когда куратор был незаметен: полностью погруженный в исследования, он оставлял организацию выставок на откуп своим помощникам и менеджерам. Но чем дальше, тем больше профессия куратора включает общественную деятельность и приближается к общей модели реализации проектов. Проявления ее многолики: это и лекции, и выступления в галерее, и встречи с прессой, и участие в экспертных советах (открытых для аудитории), а подчас и в жюри премий по искусству. […]

Послесловие. Будущее кураторской деятельности

Кураторы будущего должны будут не только обладать глубокими познаниями в истории искусства и владеть навыками практической работы с классическими и современными художественными произведениями, но и все пристальнее следить за технологическими новшествами. К новым медиа, социальным сетям, онлайн-платформам, технологиям видеопроекции и прямого вещания прибавятся еще более сложные и изощренные выразительные средства. Художники будут продолжать экспериментировать, принимая на вооружение все существующие и даже зарождающиеся технологии. Задача кураторов — не отставать от них.

Одной из самых вдохновляющих особенностей кураторской профессии является возможность осваивать новые территории, пробовать необычные решения, представлять всякий раз новый, порой уникальный взгляд на тему, теорию, направление в искусстве или творчество художника. И конечно, этот постоянный поиск новизны требует серьезных интеллектуальных и физических усилий.

По всему миру постоянно открываются (и закрываются) музеи и галереи. Все более активная художественная деятельность идет на независимых площадках и в публичном пространстве. Спектр территорий для кураторских проектов простирается от крохотного почтового конверта, способного объединить весь мир, до магазинов, складов, офисов, квартир, театров и кинозалов, ресторанов и дискотек, от маленьких независимых галерей до огромных музеев… Этот список можно продолжать. Расширению возможностей кураторства способствует не только развитие музейной индустрии, но и свобода воображения. Реализовать кураторский проект можно всюду, куда бы ни увлекла вас фантазия (в идеале — подкрепленная достаточным бюджетом). Больше не является преградой недостаток места: ведь сегодня вы сами можете создать виртуальное место для своей выставки и курировать ее онлайн.

Виртуальная или сетевая галерея — уже не новость, и кураторы разрабатывают все более интересные и эффективные способы реализации проектов в интернете, привлекая средства для них с помощью краудфандинга и используя все доступные элементы интерактивности и анализа данных. По мере этого неуклонного освоения виртуальной реальности понятие кураторства теряет прочную связь с музеем и приобретает новые характеристики. Многие нынешние кураторы занимаются делом, мало похожим на работу с произведениями искусства в музее, хотя оно по-прежнему сводится к подбору и систематизации того или иного контента. Нельзя отрицать, что до некоторой степени мы все сегодня «курируем» содержание нашей сетевой жизни — выбирая, какие фотографии добавить в Facebook, Flickr, Pinterest (или иную социальную сеть), и решая, что о них написать, чтобы создать новое значение за счет переклички с загруженной информацией. И все же отбор смыслов и их помещение в контекст — только часть кураторской профессии. Куратор XXI века, если он рассчитывает на широкую аудиторию для своих проектов, должен быть дипломатом, наставником, посредником и вдохновителем. Его задача — создавать условия для экспериментов, поддерживая баланс между интересами художников и зрителей. Куратору нужно быть прагматиком, неизменно сохраняя гибкость и изобретательность. Кураторство не исчерпывается отбором. Куратор призван налаживать творческий диалог между художниками и публикой с учетом все разрастающейся глобальной сети общения людей.

Существует мнение, что подобное «обобщенное кураторство» представляет потенциальную опасность для кураторской профессии. Однако многие возражают против такой постановки вопроса, полагая, что престиж профессиональной компетенции никуда не исчезнет. Вот как высказывается на этот счет Сьюзен Андерсон (в прошлом — Кернс), координатор сайта Художественной галереи Ньюкасла (Австралия) и автор блога Museum Geek:

Кураторы, работающие в интернете, составят со временем лишь одну из областей кураторства, подобную той, которая объединяет, скажем, кураторов, специализирующихся на искусстве Австралии. Их отличительное качество — способность отслеживать наиболее интересные дискуссии, где бы и в каком составе они ни велись, связывать их участников между собой и помещать их темы в наиболее подходящий для них контекст. Но вместе с тем по-прежнему будут нужны кураторы-знатоки, обладающие глубокими познаниями в своих областях истории искусства и умеющие рассказать с помощью этих знаний захватывающую историю. Будут нужны люди, обладающие острым взглядом, и, конечно, люди, способные соотнести музеийное достояние с более широким кругом проблем и фактов.

Могут ли компьютеры курировать за нас? Некоторые программы анализируют данные наших поисковых запросов и обращений на сайты, а затем предлагают советы, подобные такому: «Если вы смотрели Матисса, вам может понравиться Пикассо». Интернет-пользователей все больше беспокоит возможность манипулирования их предпочтениями с помощью стратегий онлайн-маркетинга и рекламы. По словам Бэрил Грэм, профессора искусства новых медиа в Сандерлендском университете (Великобритания) и соредактора сайта CRUMB, не стоит ждать открытий от готового программного обеспечения:

Компьютер лишь даст вам больше того, что уже у вас есть или уже вам нравится, — он не познакомит вас с искусством, способным изменить ваш взгляд на мир.

Вместе с тем интернет может быть действенным фактором перемен в области организации сотрудничества и партнерства. Как говорит Грэм, он создает возможность «коллективного кураторства», которое суммирует экспертные знания множества людей и групп, стирая границы между видами искусства.

Мы живем в медиальном мире, который пронизывают все более глубокие и всепроникающие взаимосвязи. Современный куратор должен знать как можно больше о происходящем вокруг, о существующих и намечающихся тенденциях в мысли, искусстве и технологиях, но в то же время и о прошлом. Чтобы оставаться на высоте в цифровую эру, он должен соотносить свою работу на месте — в галерее или музее — с интеллектуальными обменами за их пределами, как в физическом, так и в виртуальном пространстве. […]

Как мы видели, здания музеев с некоторых пор становятся все более прозрачными. Это относится и к самому представлению о музее, галерее и выставке. Художественные произведения вместе с идеями и диалогами, которые они вызывают к жизни, преподносятся нам сегодня как в традиционном выставочном пространстве, так и за его пределами. Искусство все глубже пронизывает повседневность, а повседневность все чаще воспринимается как музей. […]

Источник: Теории и практики