Екатерина Гамаюнова. О ювелирах — мастерах и подмастерьях

Ювелир мастерской Legenti Jewellery

– Чем занимается мастерская Legenti Jewellery? 
– Мастерская занимается украшениями. В наших кольцах, кулонах и браслетах мы сочетаем серебро и титан (легкий серебристо-белый металл — прим. сайта), а также используем натуральные камни. 

– Что входит в обязанности ювелира?
– Это зависит от того, где он работает. В большой компании ювелир может заниматься достаточно узкой областью. Например только обработкой камней или их закрепкой. Наша мастерская небольшая, поэтому мы делаем практически все. Я специализируюсь на серебре, а мои коллеги работают с титаном. 

– Как происходит работа с металлом?
– Серебряные украшения обычно создаются методом отливки. При отливке металл заливают в специально созданные литейные формы. Для этого из металла или ювелирного модельного воска создается мастер-модель. С помощью резиновой формы и инжекторного воска изготавливаются несколько копий модели, которые отправляются в форму для отливки — опоку, в которую заливают уже серебро и наводят окончательный лоск. При работе с восковой моделью украшение можно повторить несколько раз, хотя последующие экземпляры все равно будут отличаться в силу того, что это ручная работа.
А с титаном работают вручную. Ювелир берет кусок металла и из него вытачивает нужную деталь. 

– Какая технология обработки металла нравится лично вам?
– Больше всего мне нравится работать классическим кустарным методом — пайкой. Берется лом металла, из которого сплавляют слиток и вытягивают необходимую проволоку или прокат, и дальше все это вручную режут, паяют и т.д. Это достаточно трудоемкая, но интересная работа. 

– Сколько времени уходит на изготовление одного украшения?
– Это зависит от сложности изделия. В среднем — от двух до пяти дней. Куда больше времени занимает придумать что-то действительно интересное и оригинальное. 

– Кто придумывает дизайн украшений? 
– У нас есть специалист, который создает основные дизайны. Мастера выполняют по ним изделия и часто сами участвуют в процессе поиска новых идей.

– В ювелирном деле существуют модные тенденции? 
– Конечно. В коллекциях кутюрье есть раздел «Ювелирные украшения». Сама же я замечаю, что в последнее время люди предпочитают лаконичные украшения без множества декоративных элементов.

– Как вы стали ювелиром?
– Мне всегда нравилось работать руками. Еще будучи школьницей, я начала заниматься батиком (ручной росписью по ткани — прим. сайта). Долгое время работала с полимерной глиной (пластичным материалом, затвердевающим при нагревании — прим. сайта). Три года назад я перешла на металл. Сначала делала украшения из меди и латуни, а потом стала заниматься серебром.

– Какое высшее образование нужно получить, чтобы стать ювелиром?
– В Новосибирском государственном техническом университете есть специальность «Технология художественной обработки материалов». Но это не единственный путь в профессию. Можно пойти на курсы в ювелирную школу или устроиться в качестве подмастерья к опытному мастеру и перенять опыт у него.

– На какие предметы стоит обращать внимание школьнику, который хочет стать ювелиром?
– Это забавно, но надо знать формулу длины окружности — она используется при создании колец. Я веду ювелирные курсы и регулярно обнаруживаю, что учащиеся ее не помнят.
Также важно иметь хороший вкус и любить что-то делать руками.

– Какие компетенции должны быть у ювелира?
– Я думаю, прежде всего ему нужны усидчивость и сосредоточенность. Работа достаточно долгая, и нужно быть готовым к тому, что если хочешь сделать что-то очень красивое, придется много часов потратить на чисто техническую монотонную работу. Но результат того стоит.

– Где могут работать ювелиры?
– Много где, начиная от заводов ювелирных изделий и заканчивая хендмейд-сферой. 

– Какой карьерный путь может быть у ювелира?
– Я думаю, в первую очередь его карьера зависит от раскрученности бренда, от того, насколько много людей оценили то, что он делает. Карьерный рост ювелира может быть от ремесленника-одиночки до владельца огромного завода.

– С какими трудностями сталкивается ювелир? 
– С недостатком времени. Постоянно хочется пробовать что-то новое. Но, к сожалению, невозможно все делать быстро и хорошо.
Бывает, что-то не получается. Но на самом деле, если ювелирное дело увлекает, то все сложности отходят на второй план.

– Не будет ли в будущем профессия ювелира автоматизирована?
– Вряд ли. Думаю, новые технологии просто облегчат работу ювелирам. Например, даже сегодня можно не резать модель из воска вручную, а напечатать ее на 3D-принтере. Но доносить мысль до машины все равно будет человек. 
Кроме того, даже при сегодняшнем многообразии магазинов очень много людей ценят именно ручную работу. Специалисты, создающие нечто действительно уникальное, будут востребованы, ведь покупатели будут идти к ним именно за их дизайном.

– Чем может заняться ювелир, решивший попробовать себя в чем-то новом? 
– Он может продолжить проявлять свое творческое видение, но уже в иной сфере. Может начать работать с другим материалом. Например, у меня есть знакомый, который сначала занимался ювелирными украшениями, а затем стал керамистом.

– Существуют ли курсы для школьников, где они могут попробовать себя в роли ювелира? 
– Школьники могут пойти на курсы, которые дают ювелирные компании. Как правило, они рассчитаны именно на то, чтобы вдохновить новичков, показать им, как можно сделать что-то достаточно простыми способами. Я тоже веду такие курсы и вижу, как они порождают в учениках страсть искать новые техники, что-то пробовать и расти в ювелирном деле.
Кроме того, можно найти мастера, которому нужен подмастерье для простой работы. У него можно выучиться самым простым техникам, отточить свое мастерство и вырасти в самостоятельного специалиста. У меня учились несовершеннолетние ребята — самому младшему было 16 лет. Объявления о том, что некий мастер ищет себе помощников, можно найти в группах, где общаются ювелиры. Например, в «Типичном ювелире».
Не стоит забывать, что существуют и более доступные, чем металл, материалы для работы — можно самостоятельно начать с них. Например, с уже упомянутой мной полимерной глины — на ней очень хорошо прорабатывать мелкую моторику. А потом уже, набравшись опыта, переключиться на ювелирные изделия.

– Что вы могли бы посоветовать почитать или посмотреть старшеклассникам, которые хотят больше узнать о работе ювелира?
– Для изучения техпроцесса я рекомендую старую классическую книжку — «Ювелирное дело» Владимира Марченкова. Мне кажется, начинать стоит с нее — там много полезных советов и базовых техник. С тенденциями в ювелирном искусстве и оригинальными приемами вы можете познакомиться в тематических журналах, например «Ювелирное обозрение» и «Art Jewelry». Для вдохновения находите интересные дизайны украшений на Pinterest. Там сразу разбегаются глаза, хочется все попробовать сделать своими руками.