Ирина Болотина. О работе солиста и академическом пении

Солистка эстрадной группы «Александров-парк» при Дважды краснознаменном ансамбле песни и пляски имени Александрова, солистка оркестра ОАО «РЖД»

– Что такое «Александров-парк»?
– Дважды Краснознаменный академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова — большой музыкальный коллектив, известный по всему миру. В его состав входит хор, оркестр и балет. На базе ансамбля в 2009 году создали эстрадную группу «Александров-Парк», которая выступает на ведущих концертных площадках, как со звездами, так и с сольными номерами, а так же гастролирует по всей России и за рубежом. Например, нас практически каждый год приглашают для участия в концертных программах Кремля. Там мы имели честь выступать с такими звездами эстрады как Лайма Вайкуле, Лариса Долина, Александр Олешко, Дмитрий Дюжев, Екатерина Гусева, Глеб Матвейчук, Дидье Маруани (группа Space) и др.

– Что входит в обязанности солиста?
– Нас в ансамбле девять человек. И у каждого солиста своя партия: первое и второе сопрано, меццо-сопрано, первый и второй альт, первый и второй тенор, баритон и бас. После того, как музыкальный руководитель выбирает произведение, каждый из нас получает ноты для разучивания своего голоса в данном произведении. Далее начинается репетиционная работа. Доводим песни до совершенства, а затем представляем их на концертах. Обязанность каждого — быстро учить материал и быть готовым к репетиции. Быть артистом на сцене и ловить кураж от этого, выполнять задачи, поставленные руководителем по ходу репетиции.
 
– Как в ансамбле распределяются партии?
– По-разному. Часто у каждого есть сольные строчки, а все остальные голоса выступают в это время в качестве их окантовки. А иногда бывает, что во всем произведении всего два солиста. Это зависит от структуры песни, ее характера и многих других факторов.

– В чем заключается подготовка к выступлению?
– Изначально нам говорят дату концерта и сообщают его тематику. Затем руководители подбирают подходящий репертуар. Включают туда как уже наработанный материал, так и новые произведения, которые подойдут по тематике. Далее идет длительный период репетиций. Затем режиссер-постановщик ставит номер, костюмер определяет, в каком костюме какой номер будет лучше смотреться. Например, в прошлом году мы выступили с песней «Алеша» в Кремле. Специально к этому концерту нам купили костюмы, и была написана совершенно новая и оригинальная для этой песни аранжировка.

– Как солисты разучивают свои партии?
– Бывает, если произведение нужно выучить быстро, нам раздают ноты, и каждый из нас учит свой голос дома, а на следующий день мы уже приходим и можем если не спеть наизусть, то весьма прилично исполнить композицию, глядя в ноты. Затем песня доводится до ума — мы все заучиваем наизусть, а музыкальный руководитель расставляет акценты, поправляет нюансы, фразировки и т.д.

– После этого вы уже можете выступать с песней на концерте?
– Нет, нужно «обкатать» произведение — выступить с ним где-нибудь в небольшом зале перед публикой. Между пением на репетиции и пением на сцене большая разница. Оказавшись перед зрителями, можно переволноваться, забыть или перепутать слова или движения, ведь мы не только поем, но и танцуем, двигаемся. Поэтому, если исполнение нового произведения планируется на больших площадках, мы стараемся его «обкатывать» в более маленьких залах на менее серьезных концертах.

– Чем отличается пение в ансамбле от сольного пения?
– Солист ансамбля должен уметь слышать не только себя, но и другие голоса, — на это должен быть наработан слух. Кроме того, солист ансамбля обязательно должен уметь читать ноты с листа. Если петь сольно можно и без соответствующего образования (например, нередко встречаются актеры с навыками вокала), то петь в ансамбле без подготовки крайне сложно.
И, конечно, нужно уметь петь чисто. Ведь если во время пения а капелла (пения без инструментального сопровождения — прим. сайта) голос одного из солистов фальшиво интонирует, то нестройно начинает петь весь ансамбль.
 
– Почему петь а капелла сложнее, чем под музыку?
– Когда играет фонограмма, солист слышит тональность, ритм, темп, слышит, как все должно звучать, он и сам не собьется.
В нашем репертуаре есть несколько а капелльных произведений. И на разучивание и репетиции уходит приличное количество времени. Порой, разучивая новое произведение, за час можно даже не дойти до первого припева. Ведь руководитель должен добиться, чтобы все попадали в свои ноты, свой ритм, который написан в партитуре, чтобы окончания фраз были одинаковыми у всех. Репетиция за репетицией мы поем одно и то же, останавливаемся и начинаем сначала, чтобы в итоге получился шедевр.

– На какие предметы стоит делать упор школьнику, который хочет стать солистом?
– Лучше всего идти в музыкальную школу. Помимо того, что ребенку там прививают любовь к музыке, он приобретает все первоначальные навыки, которые помогают при получении дальнейшего музыкального образования. Конечно, желательно параллельно индивидуально заниматься вокалом с педагогом. Если мы говорим о получении образования по специальности академический вокал, то перед поступлением в институт, университет или консерваторию, обязательно нужно получить среднее специальное образование. В эстрадном пении все более лояльно — есть вузы, в которых принимают и после музыкальной школы или студии. Если человек талантливый, то педагог обязательно захочет взять его к себе в класс. 

– Почему солисту, который хочет заниматься академическим пением, перед поступлением в вуз нужно окончить училище?
– Академический вокал гораздо сложнее, чем эстрадный. И пяти лет в университете не достаточно, чтобы его поставить. Также музыка, которую исполняют академические певцы, — в основном, это классика, и они должны в ней очень хорошо разбираться. Обычно голос ставят педагоги в училище, а продолжают — в вузе.

– Обязательно ли солисту уметь играть на каком-либо музыкальном инструменте?
– Да, фортепиано обязательно. Оно даже включено в программу обучения любого вокального отделения. Умение играть на этом инструменте — очень полезный навык. Ведь если у солиста, например, в голове родилась песня, а он не владеет фортепиано, он даже не сможет наиграть ее аранжировщику, чтобы записать. Да и на концертах всегда смотрится эффектно, когда человек не просто поет, но и аккомпанирует себе. 

– Где может работать солист?
– Он может работать в оркестре или ансамбле или даже руководить им, выступать в театре, преподавать вокал в музыкальной школе, студии или вузе. Кроме того, параллельно солист может заниматься организацией праздников, выступать на корпоративах и различных мероприятиях. Очень нежелательно соглашаться на работу, которая потребует от человека не спать всю ночь. Знаю, что студенты порой подрабатывают в караоке до шести утра, а потом сразу идут на учебу, но это очень вредно. Очень важно высыпаться не только для своего хорошего самочувствия, но и для голоса.
 
– С какими трудностями может столкнуться солист?
– У нас нет четкого графика, и из-за этого порой возникают сложности. Люди, которые работают стандартную пятидневку, знают, что после шести часов вечера они могут быть свободны, и в субботу и воскресенье их не побеспокоят. Нам же могут внезапно поставить концерт. Кроме того, мы не можем заранее спланировать отпуск, так как не знаем, куда нас могут пригласить.
Также концерты нередко начинаются в 7–8 вечера. Соответственно, домой периодически приходится возвращаться поздно. Зато на работу мы часто приходим не к 9 утра, а к 11.

– Что вы могли бы посоветовать почитать или посмотреть людям, которые хотят стать солистами?
– На ум сразу приходит фильм «Величайший шоумен». Это фильм-мюзикл, но в нем хорошо показан путь от неизвестности к воплощению мечты и мировому признанию. Кроме того, герои там отлично поют и танцуют.