Михаил Пучков. О работе скульптора и трехмерном пространстве

Скульптур, художник, работающий с пространством

– Вы называете себя «художником, работающим с пространством». Что это означает?
– Графика и живопись — это двухмерное пространство. Мне же скучно в этих рамках, и я, даже когда не занимаюсь скульптурой, использую третье измерение. Например, на переднем плане панно я делаю объем, а на задний помещаю двухмерную живопись.

– Чем занимается скульптор?
– Скульптор — это тот же художник плюс еще одно измерение, ведь он работает в объеме.

– Как проходит типичный рабочий день скульптора?
– Мне кажется, у скульптора не бывает типичных дней. Заказы очень разные, соответственно, и все дни проходят по-разному. Но можно выделить некий алгоритм работы.
Получив заказ, вначале следует собрать нужную для его выполнения информацию. Нужно прочувствовать тему, которую предстоит раскрыть. Для этого я хожу в музеи, читаю литературу, ищу полезные мне статьи.
Второй этап — это переосмысление и творческий поиск. Я долго сижу в раздумьях, а потом создаю эскиз — маленькую скульптуру. Благодаря эскизу продумывается не только образ, я также планирую, как технически буду воплощать задуманное.
После этого можно приступать к полноразмерной скульптуре из глины. Если изделие выходит большим, я начинаю с каркаса. Дальше идет сварка, гнутье проволоки, пиление, резка, свинчивание, таскание всяких металлических листов, арматуры, фанеры.
Когда каркас готов, я облепляю его глиной. Вначале идет грубая физическая работа: я накидываю глину большими кусками, режу ее, мну. Затем делаю более тонкую работу. Так постепенно, день за днем, рождается образ.

– Для чего нужен каркас?
– Каркас — это практически скелет. Без него руки, ноги и другие тонкие части не будут держаться — загнутся, упадут, отвалятся, деформируются.

– Почему вначале скульптуру делают именно из глины?
– Глина — это замечательный материал. Она податливая, мягкая, меняет характер, в ней можно что-то и жесткое, и мягкое, и угловатое, и текучее передать. Во многих религиях даже Бог создал человека из глины.
Я предпочитаю глину, которой до меня пользовались несколько поколения скульпторов — пулковскую, которую добывают в городе Пулков под Санкт-Петербургом. Эта глина серо-зеленого цвета, мягкая, пластичная, хорошо удерживает влагу.

– Бывает и другая глина?
– Да, в разных местах — разная глина, и у каждой глины свой характер. Есть фаянсовая, очень мягкая, из нее делается посуда. Есть красная, желтая, которую в основном добывают в Московской области. Она крупянистая, непластичная, не очень хорошая.

– Как глиняная скульптура превращается в настоящую?
– После того, как скульптура сделана в глине, начинается формовка — перевод изделия в другой материал. Я снимаю с глиняной скульптуры форму, для чего обмазываю ее сверху гипсом, а затем аккуратно его снимаю. Тщательно прочищаю, промываю и лакирую форму, и в образовавшуюся полость заливаю уже другой материал, более жесткий и долговечный.
Залитый внутрь материал схватывается и твердеет. После этого форму расколачивают, а саму скульптуру дорабатывают и тонируют.

Д.И. Менделеев

– Из каких материалов делают скульптуры?
– Чаще всего — из гипса. Но это также может быть бетон, литьевой камень на основе полимерных смол и различных наполнителей (каменная, мраморная крошка). А один из самых дорогих материалов, которые мы используем, — бронза.

– Где скульпторы находят своих заказчиков?
– У разных скульпторов по-разному: кто-то делает произведения и выставляет их в галерее, кто-то подчиняется творческому порыву, создает что-то и ждет, пока на изделие найдется покупатель. Я же чаще всего работаю на заказ. Мне звонит люди и говорят, что желают такую-то скульптуру. И зачастую даже я не нафантазирую такие темы, которые заказчики придумывают.

– Какие скульптуры у вас обычно заказывают?
– Разные, начиная от рельефов в частные дома, как правило, пейзажных, и заканчивая памятниками или скульптурами персонажей сказок для детских площадок. Часто заказывают лепной декор — колонны, орнаменты, фрагменты мебели и т.д.

– Какое высшее образование лучше получить, чтобы стать скульптором?
– Можно поступить сразу на факультет скульптуры, хотя я, например, вначале отучился на графике и живописи. Хорошее среднее образование дают в Московском Академическом Художественном Училище Памяти 1905 Года, Театральном художественно-техническом колледже, Московском академическом художественном лицее. Из вузов я бы выделил Московскую художественно-промышленную академию имени С.Г. Строганова, Московский художественный институт имени В.И. Сурикова, Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.

– На какие предметы стоит обращать внимание школьнику, который хочет стать скульптором?
– Нужно знать анатомию, законы композиции. Но вообще, художник и скульптор, в частности, должен быть развитым человеком. Чтобы что-то передать, нужно много знать. Поэтому пригодятся история, история искусства, психология, технологии.

– Нужно ли скульптору уметь рисовать? 
– Да. Скульпторы — одни из лучших рисовальщиков. В школах и вузах, где преподается скульптура, рисунки скульпторов всегда выделяются. Они очень хорошие, крепкие, впечатляющие. Ведь скульпторы чувствуют объем и глубину куда лучше тех людей, что привыкли работать в 2D.

– Где начинающему скульптору лучше искать работу?
– Человек без опыта работы может пойти в частную мастерскую какого-нибудь именитого скульптора, или устроиться на комбинат, который занимается памятниками или садовыми скульптурами. Можно вступить в Союз художников и добиться своей мастерской. Или же самостоятельно найти помещение, творить в нем, выставлять изделия на реализацию, искать заказчиков. Однозначного пути нет — каждый ищет свой вариант.

– Какой карьерный путь может быть у скульптора?
– Он может сложиться очень по-разному. Например, можно после института вступить в уже упомянутый мною Союз художников, заняться административной работой, участвовать в выставках и других мероприятиях, знакомиться с нужными людьми, обзавестись связями и стать именитым скульптором.

– С какими трудностями может столкнуться скульптор?
– Один мой знакомый архитектор говорил: «Большие, хорошие проекты никогда не даются легко». Т.е. нужно что-то преодолеть, помучиться, поискать варианты, рассмотреть тему со всех сторон, прежде чем получится сделать шедевр.

– Будут ли скульпторы востребованы в ближайшем будущем?
– Будет ли востребован конкретный скульптор, зависит не только от его способностей, но и от того, как он сумеет себя подать. Порой талантливые люди еле сводят концы с концами, а так себе художники прорываются, потому что делают, к примеру, какой-то шокирующий рекламный трюк и становятся известными. Например, Сальвадор Дали, помимо того, что был замечательным художником, также был и мастером эпатажа. Он так себя продвигал, как сможет далеко не каждый менеджер.

– Что вы могли бы посоветовать почитать или посмотреть старшекласснику, который мечтает стать скульптором?
– Думаю, ему будет интересно почитать биографии великих скульпторов — Огюста Родена, Сергея Коненкова, Павла Трубецкого. А во-вторых, нужно как можно больше ходить по выставкам, смотреть на скульптуры вживую. Я рекомендую в первую очередь посетить Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Третьяковскую галерею, а также выставочные залы ЦДХ и т.д.. Полезно съездить в Санкт-Петербург в Эрмитаж и Русский музей.

– Что вам больше всего нравится в работе скульптора?
– Я наслаждаюсь самим процессом. Порой он бывает мучителен, но какое наслаждение, когда наконец-то вникнешь в тему, нащупываешь образ, вылепливаешь его и наблюдаешь, как из хаоса появляется произведение.