О работе преподавателя изобразительного искусства и художественных школах

Елена Анатольевна Потапова
Художник, керамист, заведующая отделением изобразительного искусства в детской школе искусств №6 г. Москвы

– Чему обучают в детской школе искусств №6?

– В нашей школе существует три отделения: отделение изобразительного искусства, музыкальное и хореографическое отделение. У нас учатся дети от пяти до восемнадцати лет.

Школа небольшая: например, на нашем отделении учатся всего 150 человек. Но мне она нравится, в том числе, и своей камерностью. У нас очень уютно, мы знаем всех учеников в лицо, между школьниками и педагогами царит полное взаимопонимание.

 

– Как устроено обучение в отделении изобразительного искусства?

– Обучение проходит по двум программам — общеразвивающей и предпрофессиональной. В младших классах дети учатся лепить из пластилина, осваивают графическое и декоративно-прикладное искусство, аппликацию. В старших классах изучают классическую живопись, классический рисунок, историю искусств, композицию. 

Общеразвивающая программа длится три года, после чего обучение можно продлить по желанию ребенка. Предпрофессиональная программа рассчитана на восемь лет. В конце каждого учебного года ребята сдают переводной экзамен. Эту программу выбирают дети, которые уже точно определились со своей профессией и планируют и дальше идти по пути художника.

В выпускном классе учащиеся обеих программ защищают дипломы.

 

– Кто решает, в каком возрасте какие дисциплины следует преподавать?

– Программы основаны на федеральных государственных требованиях. По ним работают все художественные школы и школы искусств, незначительно корректируя их под себя.

 

– Куда потом обычно идут выпускники вашей предпрофессиональной программы?

– Потом эти ребята могут пойти учиться в художественное училище или институт, стать фотографом, дизайнером, ландшафтным дизайнером, заняться компьютерной графикой или преподаванием.

Наши выпускники поступали в Московскую государственную художественно-промышленную академию им. С.Г. Строганова, Московский политехнический университет, Московский художественный институт им. В.И. Сурикова, Московский архитектурный институт и т.д.

 

– Какие предметы вы преподаете?

– Я работаю преподавателем живописи, композиции, рисунка, истории искусств и всего того, чему учат детей в художественных школах. У нас у каждого педагога есть свой класс, который он ведет до выпуска и преподает им все предметы, не считая академического рисунка и истории искусств. 

 

– Получается, преподаватель должен владеть всеми видами искусства, или же он может выбирать то, что ему ближе?

– История искусства — это отдельная искусствоведческая профессия, и мы долго искали преподавателя по ней. В остальном, конечно, у нас есть педагоги, которые лучше владеют академическим рисунком, и есть те, кто больше любит живопись и композицию. Мы стараемся это учитывать. Однако все наши педагоги имеют высшее образование и могут преподавать все дисциплины.

 

– Должен ли преподаватель рисования сам быть художником?

– Мне кажется, это желательно. Несмотря на то, что преподавание отнимает много сил и времени, я стараюсь активно работать и выставляться. Моя керамика была представлена в Центральном доме художника, в Манеже, в художественных галереях разных городов.

Однако обязательным это не является. Все-таки преподавание и само по себе яркое и творческое занятие.

 

– Что входит в ваши обязанности как заведующей отделением?

– Я планирую работу нашего отделения на год вперед. Решаю, в каких выставках мы будем участвовать, даю их перечень педагогам, рассказываю, какие там нужно будет представить темы, и стараюсь связать их с нашим планом программ. Я составляю расписание, слежу за выполнением программы, наблюдаю за успеваемостью детей и разрешаю вопросы с родителями.

 

– Почему вы решили стать преподавателем изобразительного искусства?

– Я выросла в семье художников. Мои родители — художники-монументалисты, тетки работали росписчицами на Кузнецовском фарфоровом заводе, их дед расписывал храмы. С детства я обожала лепить, а еще постоянно играла со смальтой — разноцветными стеклышками, из которых делают мозаику.

Когда я подросла, меня стали отправлять в пионерский лагерь от Союза художников. Там было много кружков, связанных с искусством, в том числе кружок керамики. В нем я дневала и ночевала, и к окончанию школы моя мечта стать художником-керамистом окрепла.

Но при этом я с детства хотела стать воспитателем в детском саду. А преподавание позволило воплотить в жизнь обе мечты: я и художник, и работаю с детьми.

 

– Какое образование лучше получить, чтобы работать учителем рисования?

– Есть два варианта. Можно сразу пойти в педагогический вуз, или же получить художественное образование, а затем дополнительно пройти курсы повышения квалификации.

Однако педагог может совершенствоваться всю жизнь. Несмотря на то, что я успела окончить и художественную школу, и МГХПА им. С.Г. Строганова, я постоянно учусь: у детей, у своих коллег, хожу на курсы повышения квалификации. Кстати, на курсах я не раз слышала от учителей рисования, получивших именно педагогическое образование, что они считают людей с художественным образованием более сильными и подготовленными преподавателями.

 

– На какие предметы стоит делать упор старшекласснику, который хочет стать учителем рисования?

– На рисование. Естественно, нужно самому уметь рисовать, иначе этот человек ничему не сможет научить других. При этом не столь важна творческая деятельность, но у педагога непременно должна быть крепкая художественная база.

 

– Какие личностные качества должны быть у преподавателя изобразительных искусств?

– Ему нужно быть психологически устойчивым и уверенным в себе человеком. Когда работаешь с детьми, нужна большая выдержка. Нужно любить их и понимать, что если ребенок что-то делает не так, то это не потому, что он вредничает, а потому, что у него действительно не получается. Такого ученика нужно поддерживать, его нужно вдохновлять, чтобы он получал удовлетворение от учебы и в итоге расправил крылья.

 

– Сколько может зарабатывать преподаватель изобразительных искусств?

– Со всеми надбавками выходит порядка 40 тысяч рублей в месяц. Но для этого нужно активно работать, проводить много выставок, в которых будут побеждать ученики, разрабатывать новые программы. За это у нас дают стимулирующие баллы, за которые потом доплачивают.

 

– Какой карьерный путь может быть у учителя рисования?

– Учитель периодически должен повышать свою квалификацию: сдать экзамен на первую, а затем и на высшую категорию. После этого он должен подтверждать свою квалификацию каждые пять лет.

 

– Может ли учитель рисования работать где-то помимо школы?

– Он может преподавать в различных домах культуры, вести кружки в досуговых центрах.

 

– С какими трудностями может столкнуться преподаватель рисования?

– Для меня основная трудность — это заполнение журналов, составление отчетов и т.д. Я не очень люблю документооборот, и с гораздо большим удовольствием провела бы дополнительный урок.

 

– Чем может заняться учитель рисования, решивший попробовать себя в чем-то новом?

– Если он устал от работы с детьми, он может попробовать преподавать рисование взрослым. Или же уйти на фриланс как художник, находить себе заказы и выполнять их.

 

– Существуют ли мероприятия, где школьник может узнать больше о работе преподавателей рисования?

– В России есть Союз педагогов-художников. У них на сайте можно почитать об их выставках, мероприятиях, планах. Кроме того, в Центре непрерывного образования проходит много разных семинаров, которые могут быть интересны молодым преподавателям. Кстати, организатор центра Борис Михайлович Неменский пишет прекрасные книги для тех, кто хочет стать хорошим учителем.