О работе реставратора и музейных экспонатах

Екатерина Навроцкая
Художник-реставратор Музея Москвы

– Чем занимается реставратор?

– Реставратор восстанавливает предметы, представляющие художественную ценность.

Реставрация подразделяется на несколько направлений. Изначально возникла реставрация предметов культа — икон, церковной утвари. Затем появилась реставрация живописи и графики: в Западной Европе стало популярным коллекционирование картин, и нужно было восстанавливать утраченные со временем детали. Первыми реставраторами, соответственно, были живописцы. Но с конца XIX века реставрация становится не просто художественным ремеслом. Она начинает обретать научную базу. Картины исследуются под микроскопом, собираются сведения, как воздействует на рисунок то или иное химическое вещество, изучаются новые материалы и способы работы.

 

– Какие направления реставрации есть в Музее Москвы?

– У нас реставрируют картины: акварель, темперу (водоразбавляемые краски на основе сухих порошковых пигментов — прим. сайта), графику, а также мебель и другие предметы из дерева, изделия из металла, документы, книги, ткани и т.д. Все, с чем человек сталкивается в течение жизни, подлежит реставрации.

 

– Реставратор самостоятельно работает с вещью, или в составе команды из нескольких человек?

– В основном этот специалист работает один. Однако некоторые виды реставрации, например, монументальная или архитектурная, требуют слаженной работы нескольких человек. Трудно себе представить, что кто-то может в одиночку отреставрировать здание. Над знаменитой картиной Рембрандта «Даная», которую облили кислотой, тоже много лет трудилась целая группа реставраторов. Такой объем работы невозможно провести в одиночку.

 

– Реставратор каждый день занимается восстановлением вещей, или же эпизодически, например, при подготовке выставки?

– Реставратор занимается как подготовкой экспонатов, которые находятся в ненадлежащем состоянии, к различным мероприятиям, так и плановой реставрацией. Этому специалисту всегда найдется, что делать.

 

– Бывает ли, что вещь находится в настолько плачевном состоянии, что ее невозможно отреставрировать?

– К сожалению, бывает. Если эта вещь представляет собой культурную ценность, к ней применяют методы консервации, то есть, стараются максимально оградить от влияния внешней среды, чтобы замедлить или остановить процесс разрушения. Это делается в надежде на то, что наши потомки окажутся умнее нас и найдут методы, которые помогут восстановить эту вещь.

 

– Как вы стали реставратором?

– Поначалу я работала в музее хранителем фонда. Эти специалисты тесно общаются с реставраторами, и я влюбилась в их профессию, мечтала попробовать себя в ней. И когда я узнала, что в нашем музее освободилось место реставратора, попросила рассмотреть меня на эту должность.

Меня отправили на учебу, и вернулась я уже реставратором графики. Впрочем, нельзя сказать, что учебу я закончила — она продолжается в течение всей жизни. Работая бок о бок с коллегами и помогая им, я невольно перенимаю у них навыки. Сейчас я уже могу проводить несложную реставрацию живописи, мебели.

 

– Есть ли произведения, работа над которыми вам особенно запомнилась?

– На заре моей трудовой деятельности мне принесли панорамное графическое изображение Москвы 80-х годов XIX века. Я не знаю, где и в каких условиях хранилась эта работа, но она была в ужасном состоянии. Помимо того, что она была с огромным количеством разрывов и водных затеков, она была покрыта плесенью и экскрементами насекомых.

Я увидела эту картину и испугалась. Не представляла, что же я буду с этим делать. Но вспомнила поговорку, которую любила моя бабушка: «Глаза страшат, а руки делают». Я мысленно воспроизвела все, чему меня учили, и потихоньку начала работать. Несмотря на то, что поначалу мне казалось, будто бумага расплывется у меня в руках, мне удалось все восстановить.

 

– Какое образование нужно получить, чтобы стать реставратором?

– Для начала нужно определиться, каким именно направлением реставрации человек хочет заниматься. Если школьник мечтает стать реставратором мебели, полезно начать осваивать столярное и плотницкое дело. В Домах творчества существуют кружки, которые этому обучают. Если же старшеклассник мечтает быть реставратором живописи, ему стоит получить начальное художественное образование, которое затем позволит ему поступить в художественный техникум или училище.

 

– В какое училище лучше идти учиться на реставратора?

– Существует Московское академическое художественное училище памяти 1905 Года, где есть отделение, которое готовит именно художников-реставраторов. Можно поступать и в Колледж дизайна и декоративного искусства МГХПА им. С.Г. Строганова, где основное внимание уделяют народным промыслам.

 

– Нужно ли реставратору высшее образование?

– Не обязательно, но при желании можно продолжить учебу в Московской художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова или Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

 

– На какие предметы стоит делать упор школьнику, который хочет стать реставратором?

– Профессия реставратора требует поистине энциклопедических знаний. Этот человек должен одновременно быть и историком, и технологом, и искусствоведом. Чтобы восстановить вещь, реставратор должен знать, в какое время ей пользовались, что вообще происходило в то время, какие материалы использовали, какие технологии и т.д.

 

– Какие компетенции нужны реставратору?

– Прежде всего, нужны большое терпение и трудолюбие. Работа реставратора требует собранности и сосредоточенности. Ведь он работает с предметами, представляющими историческую и культурную ценность, и не должен повредить их из-за своей поспешности.

 

– Где, помимо музеев, могут работать реставраторы?

– Они могут заниматься частной практикой — выполнять реставрационные работы на заказ, а также работать в реставрационных организациях, государственных или частных. Например, во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э. Грабаря или в Государственном научно-исследовательском институте реставрации. Как правило, такие реставраторы выполняют заказы музеев, у которых нет собственных реставрационных мастерских, либо берутся за произведения, которые музей не может отреставрировать собственными силами.

 

– С какими трудностями сталкиваются реставраторы?

– Порой трудно начать работать — настолько экспонат может быть в ужасающем состоянии. Я в таких случаях делаю глубокий вдох и составляю план, что именно нужно сделать с вещью, чтобы привести ее в порядок. Или отправляюсь к коллегам, рассказываю о том, что я планирую предпринять, выслушиваю их мнения.

Бывает непросто, когда заканчивается материал, который очень нужен. К счастью, обычно в таких случаях опять же выручают коллеги, у которых кусочек остался в закромах.

 

– Будут ли реставраторы востребованы в ближайшем будущем?

– Конечно. В музеях нашей страны хранится неисчислимое количество предметов, требующих реставрации. А ныне восстановленные вещи со временем потребуют повторной реставрации. Поэтому наше дело никогда не исчезнет.

 

– Что вы могли бы посоветовать почитать или посмотреть школьникам, которые хотят больше узнать о работе реставратора?

– Рекомендую роман Артуро Перес-Реверте «Фламандская доска». А также можно смотреть ролики о реставрации различных вещей на YouTube.