Ольга Макаренко. О работе режиссера театрализованных представлений

Режиссер театрализованных представлений, генеральный директор компании «Белый Шмель», педагог дополнительного образования в Школе № 293 имени А.Т. Твардовского

– Чем занимается компания «Белый Шмель»?
– Компания занимается организацией праздников различного масштаба.

– Вы не только генеральный директор компании, но и режиссер. Что входит в обязанности режиссера театрализованных представлений?
– Театрализация — это художественное осмысление события, создание художественного образа. Режиссер театрализованных представлений придумывает идею и художественный образ праздника. Независимо от того, Масленица это на школьном дворе или масштабное мероприятие на  крупнейших площадках страны. А затем он занимается подготовкой и организацией этого события. Если есть возможность работать с профессиональным сценаристом — это замечательно, но при необходимости режиссер сам пишет сценарии.

– Как режиссер придумывает сценарий праздника?
– Сперва нужно понять, для кого предназначено мероприятие, и отталкиваться от интересов этой аудитории. Так что режиссеру приходится быть немного и психологом, и социологом, и педагогом. 
Сначала рождается идея — о чем будет этот праздник, какова его главная мысль. Далее я выбираю основную сюжетную линию, а затем продумываю наполнение: что где происходит, какой артист куда идет, как все это будет выглядеть, вплоть до основной цветовой гаммы всего события.
Кроме того, я считаю, что любое происходящее на сцене мероприятие должно нести некую педагогическую идею. Поэтому на всех праздниках я стараюсь говорить о значимых вещах — доброте, честности, культуре, помощи ближнему.

– Чем занимается режиссер после того, как сценарий готов?
– Организацией всего процесса. Любой праздник — это звук, свет, художественное оформление, ведение, выступающие коллективы. Следовательно, мне необходимо отобрать специалистов, с кем я буду работать (в зависимости от масштаба мероприятия это может быть, к примеру, один звукооператор плюс пульт и колонки, или целая команда с машиной аппаратуры). Я договариваюсь со всеми, отсматриваю коллективы, заключаю контракты, работаю с художником.
Я еще и с удовольствием веду праздники сама. Но если площадок несколько, или выступающих коллективов очень много, то приходится нанимать ведущих, а самой — координировать процесс.

– Режиссер работает постоянно с одними и теми же специалистами?
– Это зависит от проекта. Порой у меня нет возможности взять с собой знакомых специалистов, так как у организатора есть свои. Тогда приходится работать с местными аниматорами, художником, звукорежиссером. Но, конечно, лучше, когда есть возможность привезти свою команду, в чьих профессиональных качествах я уверена, и которой я симпатизирую. Когда все люди, занятые в организации, на одной волне, тогда и праздник получается более ярким и интересным.

– Режиссер всегда работает над сценарием в одиночку?
– Над крупными праздниками порой трудится целая команда. Например, когда я работала над организацией выпускного вечера, мы собирались вместе с педагогами, психологами, художниками. Сначала проводили тестирование будущих выпускников, результаты которого анализировали психологи. На основе этих результатов придумывали идею праздника. Потом мы устраивали мозговой штурм и думали, какими средствами можно выразить эту идею. Ведь выпускной — важнейшее для ребят событие, переход из детства во взрослую жизнь. Хочется, чтобы за вечер выпускники соприкоснулись со всеми периодами их школьной жизни.
Например, центральная идея одного из выпускных вечеров была «лестница в небо», символизирующая путь к мечтам. Мы придумывали ассоциации на эту фразу, а затем решали, как это можно показать на сцене.
К примеру, мы выдали ребятам мыльные пузыри. Когда мы пошли встречать рассвет на крышу школы, все участники — а нас было около 80 человек — выдували их, и буквально все пространство вокруг школы было в этих необыкновенных радужных сферах. Лучи встающего солнца проходили сквозь пузыри, и это наполняло нас совершенно необыкновенными ощущениями. Это был очень трогательный момент.

– Как проходит ваш рабочий день?
– Каждый день проходит по-разному. Например, однажды я весь день просидела, не поднимая головы от компьютера — искала фокусников для одного мероприятия, для чего просматривала Instagram, «Вконтакте», писала знакомым. Иной день может пройти в разъездах: на встречах, просмотрах. Бывают дни, когда мы с художником ездим по магазинам и выбираем материалы, которые нужны для праздника.

– Чем работа режиссера театрализованных представлений отличается от работы режиссера в театре?
– Каждое отдельное направление — киноиндустрия, индустрия праздников или театральное искусство — содержит определенный набор составляющих того или иного события. Например, режиссер театрализованных представлений может брать готовые номера и придумывать связки одного номера с другим, соединять их между собой, приводить к единообразию. А режиссер в театре создает весь спектакль целиком и плотно работает с актерами на сцене над созданием образа.

– Почему вы решили стать режиссером театрализованных представлений?
– Когда я училась в медицинском училище, у нас была замечательная преподаватель истории, которая организовывала все праздники. Мне было с ней очень интересно, и я охотно ей помогала. И когда она заболела, а праздник нужно было делать, и взяла все в свои руки, получила первый режиссерский опыт и поняла, что мне это очень нравится.
Позже я встретила режиссера театральной студии «Блик» при школе № 556 Яковлеву Надежду Петровну и получила свой первый актерский опыт на сцене. Именно она и посоветовала попробовать мне себя в режиссуре.

– Какое высшее образование лучше получить, чтобы стать режиссером театрализованных представлений?
– Лучше всего поступать на направление «Режиссер театрализованных представлений». Например, оно есть в Московском государственном институте культуры, где я сама училась.

– На какие предметы стоит делать упор школьнику, который хочет стать режиссером?
– Литература, мировая художественная культура, музыка, рисование, история. Ведь чтобы придумать нечто новое, нужно иметь собственный эмоциональный, художественный, образный багаж, плюс обладать и хорошей фантазией. Также хорошо, если у человека будет хотя бы небольшой сценический опыт. 

– Какие компетенции нужны режиссеру?
– Выделить какое-то одно ключевое умение невозможно. Мне кажется, он должен обладать харизмой, внятно излагать свои мысли, уметь ду-мать, анализировать информацию и формировать собственно мнение во всех сферах.
Кроме того, представитель этой профессии должен быть пунктуальным и бережно относиться и к своему, и к чужому времени. Работа режиссера театрализованных представлений подразумевает множество контактов с людьми и договоренностей с ними. Если они не будут соблюдены, это может разрушить праздник. А еще режиссура — это бесконечная череда принимаемых решений. Если человек не любит отвечать за свой выбор, скорее всего, в режиссуре ему делать нечего.

– Где может работать режиссер театрализованных представлений?
– Этот специалист может работать в школе, каком-либо социальном центре, центре дополнительного образования, дворце культуры, парке культуры и отдыха. Также режиссер может заниматься созданием квестов, пойти в частное агентство по организации праздников или даже создать собственную фирму.

– С какими трудностями может столкнуться режиссер театрализованных представлений?
– Если человек хочет организовывать масштабные праздники, ему нужно быть готовым к тому, что работа поглотит его целиком. У него будет ненормированный рабочий день, поскольку его партнеры — творческие люди, и каждый работает в удобном для себя графике.
Лично я берусь за крупные проекты всего несколько раз в год, в остальное время предпочитая небольшие представления, рассчитанные на 200–300 человек. Потому что мне хочется, чтобы, помимо работы, у меня было время и на другие радости.

– Сколько получает режиссер театрализованных представлений?
– Это зависит от его уровня и занятости. Можно зарабатывать около 100 тысяч в месяц, но при этом все выходные будут заняты. Можно и больше, но свободного времени вообще не будет.

– Чем может заняться режиссер, решивший попробовать себя в чем-то новом?
– Мне кажется, режиссер может взять на себя роль любого специалиста, задействованного в организации праздника: быть аниматором, помощником организатора, оформителем. Ведь многие режиссеры в начале своей карьеры не только придумывали сценарий праздника, но также трудились над его воплощением.
Кроме того, полагаю, режиссеру театрализованных представлений в целом подойдут профессии, где он сможет применить свои организаторские способности. Например, из него наверняка выйдет хороший менеджер.

– Существуют ли кружки, где школьник может попробовать себя в роли режиссера театрализованных представлений?
– В каждой школе есть педагог-организатор, вокруг которого сплачиваются ребята, которым интересна эта деятельность. Они наблюдают за тем, как он пишет сценарий, помогают организовывать праздники. При желании всегда можно к ним присоединиться.