Павел Богатыренко. О работе звукорежиссеров и сферах, в которых эта работа востребована

Звукорежиссер, директор студии звукозаписи «Чистая музыка», преподаватель кафедры звукорежиссуры Российской академии музыки имени Гнесиных

– Чем занимается звукорежиссер?
– Если обобщать, то звукорежиссер придумывает и создает некую звуковую картину. Однако в действительности под названием «звукорежиссер» скрывается множество специализаций. Существуют звукорежиссеры на радио и на телевидении, в кино и в театре, музыкальные звукорежиссеры. У каждого из них есть своя специфика работы.

– Чем занимаетесь именно вы?
– Я занимаюсь и музыкальной звукорежиссурой, и звукорежиссурой на телевидении и в кино. Изначально я отучился по специальности именно «музыкальная режиссура», но после вуза ушел работать на телевидение. Спустя 6–7 лет решил вернуться в музыку, а сейчас совмещаю обе работы: озвучиваю фильмы и сериалы, а также открыл свою собственную студию, где записываю музыкантов.

– Чем работа музыкального звукорежиссера отличается от работы звукорежиссера кино?
– Музыкальный звукорежиссер работает в студии, куда приходят музыканты со своей музыкой. Звукорежиссер помогает им записать ее наилучшим образом, так, чтобы исполнение было максимально выигрышным. Причем, когда речь идет о записи современной эстрадной музыки, звукорежиссер становится полноценным участником ансамбля. Ведь современная композиция — не только результат игры на музыкальных инструментах, но и результат сведения, которое выполнил звукорежиссер. Живое исполнение звучит совсем не так, как запись. А вот при записи академической музыки важно максимально точно запечатлеть реальное звучание инструментов.
Что же касается кино, то над фильмом вообще работают два звукорежиссера. Один — непосредственно на съемочной площадке. Там он записывает реплики актеров и окружающие звуки. К примеру, если во время съемки актер, играющий гангстера, открывает пистолет и крутит барабан, пересчитывая пули, звукорежиссер может поднести к пистолету микрофон и записать эти щелчки металла.
Однако не всегда получается все записать, как следует. К примеру, если во время съемки «Властелина колец» микрофон уловил звук пролетающего мимо самолета (которому неоткуда взяться в фильме), реплику придется переписывать на студии. 
Именно этим и занимается второй звукорежиссер. К нему приходит записанный на съемочной площадке материал, он его сводит, решает, подходят ли записанные звуки или нет, создает дополнительные шумы — от бытовых шорохов одежды и скрипов мебели до звуков морского прибоя, шума проехавшей машины или вопля пробегающего динозавра. Этот процесс называется постпродакшн. И в результате этот специалист создает целую звуковую вселенную фильма.

– Откуда звукорежиссер, работающий над фильмом, берет все эти шумы?
– В серьезных производствах все бытовые звуки записывают в специальных шумовых аппаратных, где можно воссоздать любой треск или писк. Более объемные шумы, вроде шума ветра или моря, можно купить в специальных шумовых библиотеках.

– Вы директор собственной студии звукозаписи. Чем занимаются на этой студии?
– На студии «Чистая музыка» можно заниматься всем, что связано с записью звука — озвучиванием фильмов, документальных программ, записью и созданием музыки и т.д. К примеру, к нам могут прийти музыканты и записать свои произведения.

– Вы работаете с любыми музыкантами?
– У нас есть правила студии, в которых сказано, что мы имеем право отказать в записи, если музыка, по нашему мнению, не имеет художественной ценности. На деле же это каждый раз решается индивидуально. К примеру, к нам могут прийти какие-нибудь милые люди, которые просто захотели записать кому-то на день рождения в подарок песню, но они не музыканты и петь не умеют. Можно согласиться и работать с такими людьми, посыпая в процессе голову пеплом. Можно отказаться от сотрудничества или предложить пригласить профессиональных певцов, которые эту песню запишут. Такие ситуации нельзя смоделировать заранее, и решение принимается на ходу.

– Почему вы решили стать звукорежиссером?
– Изначально я учился на скрипача, окончил Музыкальное училище имени Гнесиных с красным дипломом. Но я понял, что не хочу посвятить всю свою жизнь классической музыке.
Кроме того, я всегда увлекался компьютерами и современными технологиями. Звукорежиссура как раз оказалась профессией на стыке техники и творчества, которая удовлетворяла всем моим интересам.

– С какими технологиями работает звукорежиссер?
– Существует пять профессиональных программ для работы со звуком. Это Pro Tools, Nuendo, Sequoia, Pyramix и Logic Pro X. Лично я считаю, что нужно уметь работать во всех этих программах, чтобы без проблем устроиться на работу в любую студию.

– В какой вуз лучше поступать, чтобы стать звукорежиссером?
– Пожалуй, хороших специалистов выпускают Российская академия музыки имени Гнесиных, Институт современного искусства и ВГИК.

– На какие предметы стоит делать упор старшекласснику, который хочет стать звукорежиссером?
– Для начала желательно понять, какая сфера звукорежиссуры его интересует. К примеру, если это музыкальная звукорежиссура, то крайне желательно получить полное среднее специальное образование (музыкальная школа-десятилетка или музыкальное училище). Кроме того, нужно знать физику, чтобы понимать, что такое звук, откуда он берется, а также английский язык. Новые технологии, разработки, конференции — все это происходит на английском языке, и специалисту желательно быть в курсе. Ну и, разумеется, необходимо уверенное владение компьютером.

– Какими личностными качествами должен обладать звукорежиссер?
– Звукорежиссеру постоянно приходится общаться с исполнителями или заказчиками, поэтому он должен быть неконфликтным и коммуникативным. Также он должен быть эрудированным, обладать своим видением, не бояться привносить в продукт что-то новое, ведь это — его работа. И, конечно, у звукорежиссера должен быть художественный вкус. Его можно развить, слушая различные записи и анализируя, что в них хорошо, а что — плохо.
Также хочу порекомендовать будущим звукорежиссерам не пользоваться наушниками-вкладышами, которые вставляются в уши. Такие наушники портят слух, при их частом использовании уже к 20 годам человек перестает слышать звуки на высоких частотах.

– Где, помимо студии и съемочной площадки, может работать звукорежиссер?
– Самый низкооплачиваемый, но при этом повсеместно востребованный вариант — в кафе, ресторанах, караоке-барах и прочих увеселительных заведениях. По сути это не является нашей профильной работой, но, тем не менее, такая возможность для заработка есть. Также существует концертная звукорежиссура, когда специалисты ездят с определенной группой в рамках гастрольного тура или работают при клубах или концертных залах во время концертов.
Звукорежиссер может работать в театре. Сегодня очень популярны мюзиклы, поэтому такие специалисты сейчас востребованы. Звукорежиссеры работают и на радио — записывают передачи, которые затем идут в эфир, а также включают во время прямого эфира нужные микрофоны и фоновую музыку, когда говорит ведущий, запускает музыкальные треки и джинглы.

– Сколько получает звукорежиссер?
– Начинающий специалист, возможно, совмещающий работу с учебой, может зарабатывать 45–50 тысяч рублей в месяц. А спустя несколько лет можно запросто получать уже 80–100 тысяч рублей.

– Чем может заняться звукорежиссер, решивший попробовать себя в чем-то новом?
– Если мы говорим о музыкальном звукорежиссере, то этот человек точно разбирается в музыке, возможно, сам является бывшим музыкантом. Нередки случаи, когда такой человек решает тряхнуть стариной и снова заняться музыкой.
Также, поскольку работа звукорежиссера тесно связана с компьютерами, ему будет несложно освоить программирование или видеомонтаж. Кроме того, он может заняться преподаванием или музыкальной журналистикой. Если человек хорошо разбирается в музыке, почему бы ему о ней не писать?
Но все-таки работа звукорежиссера настолько многогранна, что чаще всего люди просто меняют одну сферу деятельности на другую.

– Можете ли вы посоветовать что-либо почитать или посмотреть старшеклассникам, которые хотят больше узнать о работе звукорежиссера?
– Советую смотреть документальные фильмы про разные группы или музыкантов, про то, как они работали в студиях. Это же очень интересно: узнать, каким образом рождалась хорошо знакомая нам песня.